14-15 Апреля 2010 Конференция Кафедры истории и теории культуры "СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ"

14-15 апреля 2010 года

 Конференция Кафедры истории и теории культуры

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ

 

14 апреля   Ауд. 273

10.30 – 13.30 Круглый стол «Культура сериала: история, повседневность, нарратив»

14.30 – 18.30 Секция «Ученые казусы: эрудитские исследования культуры сегодня»

 

15 апреля   Ауд. 206

10.00. – 13.00 Круглый стол «Cубкультуры» в пространстве современного города»

14.00. – 18.30 Секция «Археология «советского»

 

 

Заказ пропусков по телефону (495) 250-68-27

 

Кафедра истории и теории культуры

в рамках ежегодной конференции «Современные методы изучения культуры»

организует круглый стол

 

Культура сериала: история, повседневность, нарратив

 

14 апреля 2010 года с 10.30 до 13.30 в ауд. 273 

 

За последние десятилетия телесериалы стали одной из самых массовых форм «нарративизации» культуры и, тем самым, важным реферативным полем, оказывающим воздействие и на более традиционные способы культурной репрезентации. Мы предлагаем взглянуть на сериалы как на своеобразную модель «большого повествования», которая, будучи преимущественно ориентирована на повседневность, цикличность, узнаваемость, во многом противополагает себя культурному «историзму» 19-20 вв. В первую очередь, пользуясь терминологией Х. Уайта, это касается механизмов осюжетивания как исторического, так и бытового материала. Нам представляется, что такой подход позволит выйти за пределы узкоспециальной (медийной, коммерческой) перспективы, и в тоже время избежать чисто эмоциональных и интуитивных оценок, пускай даже заслуженных и по-своему справедливых.

На сегодняшний момент нами намечены следующие проблемы для обсуждения:

  • сериалы и чувство истории (взаимоотношения с доминирующими в культуре историческими репрезентациями, альтернативные истории, антиистории, футуристические проекты, «конец истории», доступ к истории и пр.);
  • сериалы и/как повседневность (проблема длительности, детализации, нормы и девиации, инаковости, телесности, коммуникации, и пр.);
  • сериалы как культурный нарратив (построение сюжета, взаимодействие цикличности и линейности, типология персонажей, взаимоотношение с предшествующими повествовательными традициями).

 

Темы сообщений:

 

1. Мария Неклюдова. Доктор Холмс, вампир-паталогоанатом: повествовательные модели в современных американских телесериалах.

2. Екатерина Лапина-Кратасюк. «Новый герой» телевизионных сериалах 2000 годов: девиантное как повседневное.

3. Оксана Гавришина. Где кончается/начинается история: недавнее прошлое в телевизионных сериалах 2000-х годов («Безумцы» /США/, «Жизнь на Марсе» /Великобритания/).

4. Елена Нестерова. «Западная» форма – локальное содержание: сериалы в Восточной Азии.

5. Вера Зверева «Думать сериалами»: сериал как модель упорядочивания медийной информации.

6. Сергей Давыдов. Картина мира в современных российских сериалах: опыт социологического анализа.

7. Галина Зверева. Медийные практики культурной идентификации в российских сериалах 2000-х.

 

Кафедра истории и теории культуры

в рамках ежегодной конференции «Современные методы изучения культуры»

проводит тематическую секцию

 

 

Ученые казусы: эрудитские исследования культуры сегодня

 

14 апреля 2010 года с 14.30 до 18.30 в ауд. 273

 

Участники секции побеседуют о своих ученых занятиях, не слишком задумываясь о теоретико-методологической или образовательной полезности таковых.

В бесполезном собирании знаний о прошлом, тем не менее, есть много интересного, того, что хочется друг другу показать без какого-либо научного оправдания такой демонстрации. Релевантен ли для истории культуры жест коллекционера, который показывает другому коллекционеру монету, пусть редкую, но вполне науке известную? Обесценивает ли его то, что он несущественен с точки зрения общего прогресса знания? Или этот жест все-таки имеет собственную ценность, устанавливая непосредственные отношения с прошлым, обеспечивая его «присутствие» (если все же говорить словами теоретиков), которое чувствуется в старых документах, книгах, открытках и тому подобных вещах, которые можно найти как в архивах, так и на блошиных рынках? В определенном смысле, эта секция является приглашением к «методологическому разоружению» (или хотя бы к временному перемирию), к уравниванию профессионально-критического и любительски-эрудитского интереса к истории культуры.

 

 

1. Евгений Савицкий. Вводное слово об эрудитстве и дилетантизме.

2. Анна Котомина. Искусствоведение и/или знаточество: классические и «прочие» подходы к анализу графических медиа.

3. Екатерина Лямина. Язык и феноменальная структура дневника петербургского чиновника 1820-х годов.

4. Мария Неклюдова. «Adversus Anecdota»: проблема рецепции «Тайной истории» Прокопия Кесарийского ученым сообществом 16-17 вв.

5. Константин Ерусалимский. Рецепция «Записок о Московии» С. Герберштейна в польских хрониках 16-17 вв.

6. Владимир Рыбаков. Агиография как явление культуры в средние века и последующие эпохи.

 

 

 

Кафедра истории и теории культуры

в рамках ежегодной конференции «Современные методы изучения культуры»

организует круглый стол для студентов и аспирантов

 

«Cубкультуры» в пространстве современного города

 

15 апреля 2010 года с 10.00 до 13 00 в ауд. 206 

 

Тематика круглого стола дает возможность обсудить круг проблем, связанных с политическими и культурными формами современного общества. Мы предлагаем поговорить о том, что такое стиль жизни в символическом и коммуникативном пространстве современного города? С какими типами социальности и стратегиями саморепрезентации связано городское разнообразие? Все ли, кто манифестирует себя как «другого», принадлежат сообществам? И напротив, как члены сообществ заботятся или не заботятся о формах саморепрезентации?

 

Пространство современного города, публичность, спектакль,  – эти понятия могут выступать синонимами в случае, когда культурные исследования обращаются к анализу форм репрезентации социальных взаимодействий. Существует ли автономность или только игра в автономность, которая чрезвычайно важна для поддержания социального целого? Возможен ли протест, игра в протест или имитация протеста? Какую символическую (публичную, игровую) форму приобретают в современных обществах желания независимости и свободы и почему?

 

Темы докладов:

 

  1. Оксана Молчанова (аспирант Кафедры истории и теории культуры ФИИ) От «дикаря» к «паломнику»: мифология современного байкерского движения в России.
  2. Ксения Ельцова (магистрант ВШЕК, специализация Русская культура) Concept stores в Москве - практики конструирования потребительского сообщества.
  3. Сергей Ильин (аспирант Кафедры истории и теории культуры ФИИ) Металлисты в постсоветской Москве: видимость субкультуры в пространстве современного города.
  4. Данила Розанов (выпускник ИФИ РГГУ 2009) Новые неформальные объединения и новые медиа: субкультура фурри в реальном и виртуальном пространстве.
  5. Дмитрий Панов (студент пятого курса Кафедры истории и теории культуры ФИИ, специализация Культуры Европы) Скинхеды в кинематографе 1980-2000-х гг.: образ субкультуры и пространство города.
  6. Надежда Крылова (магистрант Кафедры истории и теории культуры ФИИ, специализация Культурология ХХ век) Политический протест, культурное сопротивление и альтернативная социальность в работах Хакима Бея.
  7.  Сергей Иванов (аспирант РИК) "Российский хип-хоп в городской культуре"

 

 

В рамках подготовки круглого стола будет организована пешая экскурсия «Сoncept stores – дизайн и организация торгового пространства как стратегия конструирования потребительской аудитории» (Организация экскурсии: Дмитрий Панов xdimapanovx@gmail.com и Ксения Ельцова  kinda.wizard@gmail.com).

 

Координаторы программы: Ю.Лидерман liderman@yandex.ru, j_liderman@mail.ru Б.Степанов steppann@mail.ru

 

Кафедра истории и теории культуры

в рамках ежегодной конференции «Современные методы изучения культуры»

проводит тематическую секцию

 

Археология «советского»

 

15 апреля 2010 года с 14.00 до 18.30 в ауд. 206

 

В современном гуманитарном знании культурные значения и практики, определяемые как «советские», все чаще становятся объектом исследовательского интереса. Кажущаяся эксплицитная тотальность советских дискурсов формирует представление о гомогенности эпохи и рискует вовлечь исследователя в ситуацию неразличения.

Вынесенное в название понятие «археология» обозначает общую оптику, используемую для обсуждения различных исследовательских сюжетов, и опирается непосредственно на концепцию археологии повседневности С. Бойм, генетически связанную с фукольдианской археологией знания. Археология повседневности предлагает посмотреть на кажущуюся тотальность «советского» через призму прецедентных текстов, бытовых символов эпохи, фрагментов и деталей. Так, через изучение пограничных зон между бытовыми и идеологическим оформляется понимание смысла повседневных практик, в которых типичное и исключительное взаимно проявляют друг друга. При таком подходе значимо не только внимание к материальному, археологии вещи – анализ гетерогенности ведется и на уровне археологии понятий, представлений эпохи о самой себе.

Мы предлагаем поговорить о «советском», апеллируя к различным культурным явлениям. В поле внимания попадают: мода, фотографические, литературные и театральные практики (этот список остается открытым). Предлагаемые сюжеты позволяют ставить вопросы о конструировании норм, соотношении идеологии и повседневности, дискурсивных и визуальных практик, функционировании культурной памяти в советском пространстве и современном архиве, включающем в себя элементы предшествующей эпохи. При таком сочетании более общих тем и частных кейсов раскопки «советского» могут продемонстрировать многогранность изучаемого предмета и обозначить лакуны, которые исследователям еще предстоит заполнить.

 

14.00-16.00

1. Ксения Гусарова. «Культурность» против «мещанства»: практики ухода за собой в СССР 1920-30-х годов.

2. Анастасия Сачкова. Образ советского человека в журнальной фотографии начала 1960-х годов.

3. Ольга Аннанурова. Кто говорит? Изображение и текст в советском фоторепортаже.

4. Юлия Геннадиевна Лидерман. Другое искусство/актуальное искусство: мотивация художника 1970-х.

 

Кофе-брейк

 

16.20-18.20

5. Игорь Вадимович Кондаков. Архитектоника постсоветского.

6. Сергей Ильин. ВИА: существование в СССР и после.

7. Мария Чехонадских. Практики самоорганизации как стратегии сопротивления в восточно-европейском искусстве.

8. Оксана Молчанова. Симптоматика постсоветского в драматургии В. Сорокина: шизофрения как идентичность.



Версия для печати



Последние анонсы  Последние анонсы    Все анонсы за месяц  Все анонсы за месяц