Высшая Школа Реставрации

Директор ВШР - Савостина Елена Анатольевна, доктор искусствоведения, профессор.

 ВШР осуществляет подготовку по направлению «История искусств» (информацию см. на странице Кафедра всеобщей истории искусств) по профилю подготовки «Консервация и реставрация памятников материальной культуры» (подробно об образовательной программе по профилю и базам практик см. на странице Кафедра реставрации).

 

  • ВШР готовит специалистов по очно-заочной (вечерней) форме обучения.
  • Профиль подготовки «Консервация и реставрация памятников материальной культуры» определяется сразу при зачислении на 1 курс.
  • Срок обучения четыре года

 

Концепция

Актуальность профессии реставратора в современном обществе и стремительно развивающемся мире связана с необходимостью сохранения культурного наследия разных эпох, обеспечения передачи исторической памяти поколений в произведениях искусства, в подлинных предметах интерьера и быта, передающих атмосферу конкретного времени.

 

Концепция программы обучения реставратора в РГГУ имеет свои отличия от других программ подготовки в данной профессиональной области. Целью обучения на кафедре реставрации и ВШР является подготовка квалифицированного специалиста в области истории искусства – художественной культуры общества, обладающего полновесными знаниями, широким кругозором. Наряду с приобретением практических реставрационных навыков и профессиональных знаний, обеспечиваемых системой специальных курсов, одной из приоритетных задач является формирование эрудиции, понимания процесса развития искусства, умения определять временной и культурный контекст реставрируемого памятника. Не только практические навыки, но углубленные знания предмета, эпохи, среды требуются современным реставраторам, чья ответственность за сохранение национального и мирового культурного наследия носит персональный характер.

 

 Образовательные программы (подробно см. на странице Кафедра реставрации)

  • консервация и реставрация графических, библиотечных и архивных материалов
  • консервация и реставрация памятников материальной культуры из дерева
  • консервация и реставрация памятников материальной культуры из камня
  • консервация и реставрация памятников материальной культуры из керамики, стекла и фарфора
  • консервация и реставрация памятников материальной культуры из металла
  • консервация и реставрация художественного текстиля
  • консервация и реставрация произведений темперной живописи (для лиц, имеющих художественное образование или работающих в области реставрации иконописи)

Профиль подготовки «Консервация и реставрация памятников материальной культуры» определяется при зачислении на 1 курс.

 

Специальные предметы читаются со 2-3 курса.

 

Для чтения курсов привлекаются специалисты как из РГГУ, так и из различных научно-исследовательских учреждений, музеев, реставрационных институтов и мастерских – историки, искусствоведы, специалисты в области естественных наук, высококвалифицированные реставраторы.

 

Интеграция

Большое значение имеет профессиональное взаимодействие студентов с признанными авторитетами в области истории искусства, консервации и реставрации, включение их в реальное дело, начиная со студенческих лет. Для этого в программе образования предусмотрены специальные практики и стажировки (база практик см. на странице Кафедра реставрации).

Кроме того, на ВШР и ФИИ работает постоянно действующий Семинар по сохранению культурного наследия, где в профессиональном сообществе  обсуждаются насущные проблемы современного культурного пространства, охраны памятников, методов консервации и реставрации.

 

Научно-исследовательская подготовка

В рамках подготовки по избранному профилю студенты ведут научно-исследовательскую работу, готовят курсовые и дипломные работы, участвуют в конференциях.

Некоторые примеры тем квалификационных курсовых и дипломных работ:

 

- курсовые работы, выполненные в 2010-2012 гг.:

Формирование методологии музейно-научной реставрации икон

Неоготический стиль русской мебели конца XIX в.: история развития и мастера

Место творчества М.И. Махаева в развитии гравировального дела в России

Значение копий художественных произведений. Метод копирования А. Овчинникова.

 

- дипломные работы:

Художественные особенности «елейниц» («слезниц») из некрополя Георгиевского монастыря. Происхождение, назначение, реставрация.

Проблема образца и копирования в русском церковном шитье на примере пелены «Похвала Богоматери» из Музея художественных тканей МГТУ им. А.Н. Косыгина.

Иконы деисусного чина Благовещенского собора Московского Кремля как пример греко-русских  связей конца XIVв.: метод исследования и реставрация.

Орнаментальное оформление русских грамот XVII века на примере настольной грамоты патриарха Иоасафа II (1667г.). Исследование и реставрация.

Рельефы Георгиевского собора в Юрьеве-Польском: история исследования, реконструкция и реставрация.

Цветочные мотивы коптского текстиля Ахмима позднеантичного и византийского периодов из российских собраний: иконография, технология, реставрация.

Религиозная живопись Г.И. Семирадского в контексте русского искусства второй половины XIX в. Исследование и реставрация композиции «Александр Невский принимает папских легатов» из храма Христа Спасителя в Москве.

«Фелонь из собрания Гос. Историко-художественного заповедника «Александровская Слобода» (исследования, атрибуция, реставрация)» - 2010 г.

«Художественные особенности и специфика реставрации большемерных пастелей на примере двух женских портретов середины 19- начала 20 веков» - 2010 г.

«Орнаментальное оформление русских грамот 17 века на примере настольной грамоты Патриарха Иоасафа II (1670 г.). Исследование и реставрация» - 2010 г.

 

Сфера деятельности выпускников Отделения реставрации:

Квалификация выпускника, получившего образование по направлению «История искусства», по профилю подготовки «Консервация и реставрация памятников материальной культуры», позволяет работать в научно-исследовательских институтах и реставрационных мастерских, учреждениях по охране, учету и экспертизе произведений искусства, в государственных органах управления и охраны памятников культуры и таможенного контроля, издательствах, библиотеках и архивах, музеях и художественных галереях, антикварных салонах - в качестве искусствоведов-исследователей, реставраторов-практиков, высококвалифицированных хранителей музейных коллекций, преподавателей специализированных высших и средних учебных заведений.

 

По данным Министерства труда, в настоящее время в области сохранения и реставрации культурных ценностей имеется насущная потребность в специалистах с высшим гуманитарным образованием, обладающих знаниями по консервации, реставрации и сохранению памятников материальной культуры и музейных предметов. На сегодняшний день выпускники Отделения реставрации РГГУ уже работают в следующих учреждениях культуры:

Федеральное Агентство по Управлению и использованию памятников культуры;

Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. академика И.Э. Грабаря.

Государственный научно-исследовательский институт реставрации;

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина [зав. отд.];

Государственный исторический музей [зам. зав. отделом];

Государственная Третьяковская галерея;

Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник "Царицыно";

Музей декоративно-прикладного и народного искусства;

Российская государственная библиотека;

Отдел реставрации "Музеон" Центрального Дома Художника