ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА РГГУ
Кафедра всеобщей истории искусств

Направление подготовки 035400 «История искусств»
Профиль «История русского искусства»

 МОДУЛИ И ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНОГО ПЛАНА

 

МОДУЛИ, ОБЩИЕ ДЛЯ ВСЕХ ПРОФИЛЕЙ:
- дисциплины, формирующие профессиональные навыки изучения произведений искусства: Введение в историю искусства, Описание и анализ произведений искусства, Описание и анализ памятников объемно-пространственных искусств. Освоение этих дисциплин обеспечивает переход от дилетантского к профессиональному уровню понимания и интерпретации произведений архитектуры, скульптуры, живописи, графики, принадлежащих самым разным эпохам, стилям, школам. Занятия проходят преимущественно в залах ведущих московских художественных музеев.
- фундаментальный цикл курсов истории зарубежного и русского искусства. Он охватывает хронологически все важнейшие периоды развития художественной культуры – от первобытного искусства до актуальных художественных явлений и процессов, от искусства средневековой Руси до современного русского искусства. Историко-хронологический принцип изучения искусства сочетается с выявлением типологических характеристик его функционирования, с компаративистским подходом в анализе школ, стилистических феноменов, художественных направлений. Наряду с художественными культурами древности и Средневековья, западноевропейского Ренессанса, Нового и Новейшего времени, широко представлены архитектура и искусство Дальнего Востока (Китай, Япония, /Корея, Вьетнам), Индии и юго-восточной Азии, исламской цивилизации. Изучаются также и такие специфические сферы истории искусства как История ландшафтного искусства, История театрально-декорационного искусства.
- теоретико-методологический модуль. Важнейшей чертой гуманитарного знания в наше время является его глубокая теоретизация, активное применение новейших, преимущественно междисциплинарных научных стратегий. Все это особо актуализирует теоретические и методологические аспекты подготовки историка искусства. Отвечая этому вызову, дисциплины данного модуля обеспечивают формирование представлений и навыков, соответствующих современному научному уровню. Наряду с базовыми дисциплинами Теория искусства и Методология истории искусства, в этот цикл входят курсы Семиотика, Методология гуманитарного знания, Теории современного искусства, Историография истории искусства, Иконография, Социология искусства, Психология искусства, Методика написания научных текстов и др. Комплекс этих курсов развивает понимание, с одной стороны, специфики истории искусства как фундаментальной гуманитарной науки, с другой – ее способности к широким междисциплинарным контактам в этой системе.
- цикл практико ориентированных курсов. Они формируют первоначальные навыки в традиционной сфере музейной работы (Экспозиционная и выставочная деятельность, Реставрация произведений искусства, Атрибуция музейных предметов, /Компьютерные технологии в музее), знакомят студентов с историей и практикой художественной критики, менеджментом в искусстве, охраной памятников искусства и основами законодательства в этой области. Данная система курсов делает подготовку историка искусства более универсальной, адаптированной к современным практическим потребностям профессии, тем самым расширяя диапазон применения его компетенций, знаний и умений.
- контекстуальный модуль. Само собой разумеется, что история искусства никогда не развивалась изолированно, всегда была глубоко погружена в историко-культурный контекст, на нее активно оказывали влияние исторические и политические события, религиозные феномены, история интеллектуальной мысли. И, конечно, она активно взаимодействовала с другими видами искусства, влияя на них, и сама подвергаясь их влиянию. И только знание и понимание этого контекстуального фона продвигает историка искусства к адекватному пониманию и обоснованной интерпретации процессов и произведений художественной культуры. Поэтому в учебном плане существенное место занимают всеобщая история, история России, история философии, история эстетических учений, история мировых религий, история литературы, история театра, история музыки, история кино, история фотографии.
- языковой модуль. В рамках учебной программы студенты изучают один современный европейский иностранный язык, при этом специальное внимание уделяется умению практически использовать его в профессиональной сфере. Для этого введен специальный годовой курс изучения профессиональной лексики, очень многообразной, специфической и непростой, в устной и письменной речи. Кроме того, историки искусства обязательно изучают латинский язык.

ДИСЦИПЛИНЫ ПРОФИЛЯ «ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА»
Профильные модули состоят из блоков дисциплин по выбору, и это дает возможность студенту выстроить самостоятельно образовательную траекторию, углубляя свои знания в сфере определенной художественной эпохи и вида искусства – архитектуры, изобразительного, декоративно-прикладного искусства. Профильные дисциплины включены в учебный план с IV семестра и продолжаются до VIII семестра. Комплексные циклы спецкурсов и спецсеминаров позволяют специализироваться в области русского средневекового искусства в контексте его взаимосвязей с искусством Византии и художественной культурой балканских стран средневекового периода, русского искусства XVIII века, русского искусства XIX-XX веков. Принципиальной отличительной чертой рабочих программ учебных дисциплин является последовательное «погружение» развития русского искусства в общеевропейский контекст, изучение путей и средств его интеграции в европейскую художественную культуру и, вместе с тем, исследование специфических черт национальной художественной школы. Ряд курсов - История палладианства в архитектуре XVII-XIX веков, История современной архитектуры, История современной скульптуры, Актуальное искусство – в одинаковой степени охватывает и зарубежный и отечественный материал. Такие спецкурсы как История русского декоративно-прикладного искусства, Искусство русского авангарда расширяют возможности специализации в ключевых для отечественной художественной культуры сферах.
Блоки дисциплин по отдельным эпохам и видам искусства обновляются ежегодно и включают самые разнообразные ракурсы бытования и функционирования художественной культуры – от теоретических и компаративистских аспектов до проблем социальной или гендерной истории искусства. Программы курсов базируются на современных концепциях и методологических подходах, учитывают последние достижения и открытия, освещают актуальные дискуссии, имеющие место в отечественной науке. В последние два десятилетия она развивается очень активно, во многих ее сферах происходит радикальное переосмысление сложившихся взглядов, заполняются многочисленные «белые пятна». И преподаватели кафедры, реализующие программу по русскому искусству, активно участвуют в этих процессах.
Все виды занятий сопровождаются обширными комплексами визуального материала, как правило, авторского.