ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА РГГУ
Кафедра кино и современного искусства

Направление подготовки 50.04.03 «История искусств»
Магистерская программа
«Кураторство художественных проектов»

 


ВОПРОСЫ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ
1. Эпоха исторического художественного авангарда. Революционные изменения в искусстве и общественно-исторический контекст. Появление перформанса, реди-мейда, абстрактного искусства.
2. Художественный авангард в России 1910 – 1917 гг. Кубо-футуризм, супрематизм и другие течения. Основные представители и сущность художественных преобразований.
3. Значение новых технологий в становлении современных художественных практик: от «произведения искусства в эпоху технической воспроизводимости» до видеоарта, нет-арта, интерактивных инсталляций.
4. Роль Всемирных выставок в культуре и искусстве: Всемирная выставка в Париже 1900г.
5. Роль французских «Салонов» в формировании новых отношений между художником и зрителем. Салон Независимых, салон Отверженных.
6. Архитектура раннего модернизма.
7. Кубизм. Коллажи Брака и Пикассо.
8. Дадаизм. Антиискусство.
9. Искусство книги авангарда первой трети ХХ в.: графика и поэзия.
10. Сюрреализм. Основные идеи и представители.
11. Русский конструктивизм. Особенности художественного языка.
12. Театр авангарда и театральная сценография: театр Мейерхольда. Постановки Баухауза.
13. Западная скульптура первой половины ХХ в.
14. Американский поп-арт. Искусство и повседневность.
15. Перформанс. Особенности перформанса в 1960-е – 1970- е годы. Марина Абрамович.
16. Французское реалистическое искусство второй половины XIX века.
17. Импрессионизм. Основные представители и особенности художественного языка.
18. Неоимпрессионизм. Революционные изменения в живописи на рубеже XIX – ХХ веков.
19. Русское реалистическое искусство второй половины ХIX века. Товарищество передвижных выставок.
20. Фовизм.
21. Сталинский стиль в архитектуре.
22. Официальное искусство сталинского периода.
23. Неофициальное искусство 1960-х 1980-х годов как феномен послесталинской эпохи.
24. Экспрессионизм. Объединения «Мост» (Э. Нольде, Э. Л. Кирхнер, М. Пехштейн, К. Шмидт-Ротлуфф, Э. Хеккель и др.), «Синий всадник». Первый и второй периоды.
25. Биеннале современного искусства. Московская Биеннале современного искусства.
26. Музеи в системе искусства. Музеи современного искусства и их функции в современном обществе.
27. Архитектура постмодернизма. Основные тенденции.
28. Кураторство выставок: задачи и цели кураторов художественных проектов. Актуальные кураторские отечественные проекты: анализ и описание (на выбор).
29. Концептуализм и минимализм в современном западном искусстве.
30. Фотография в современном западном и отечественном искусстве.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Тема: авангард, художественный авангард в России
Сетевой ресурс: лекции, краткий учебник, материалы (http://arzamas.academy/courses/18, http://arzamas.academy/materials/638)
Бобринская Е. А. Русский авангард: границы искусства. — М.: Новое литературное обозрение, 2006. — 304 с. — ISBN 5-86793-448-9
Бобринская Е. А. Русский авангард как историко-культурный феномен // Авангард в культуре ХХ века (1900—1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Под ред. Ю. Н. Гирина. — М.: ИМЛИ РАН, 2010. — Т. 2. — С. 5—65. — ISBN 978-5-9208-0363-4.
Пунин Н. Н. О Татлине. М.: Галарт, 1994
http://rusavangard.ru
2. Тема: международный авангард и изменения в искусстве в ХХ веке
В.С. Турчин «По лабиринтам авангарда», изд-во МГУ, 1993
В.С. Турчин «Образ двадцатого… в прошлом и настощем. Художники и их концепции. Произведения и теории» Прогресс-традиция. 2003
«Авангард в культуре ХХ века. 1900 – 1930 Теория. История. Поэтика» в 2 кн. ИМЛИ РАН, 2010 
Ханс Рихтер «Дада - искусство и антиискусство. Вклад дадаистов в искусство XX века» / Пер. с нем. Т. Набатниковой; науч. ред., ред. пер., примеч. и библиогр. К. Дудакова-Кашуро, 2014, Гилея
Тьерри де Дюв «авангард и потеря ремесла: простое объяснение» Философский журнал, 2013. (http://iph.ras.ru/uplfile/root/biblio/pj/pj_10/7.pdf)
Крючкова В. А., Якимович А.К. Кубизм. Орфизм. Пуризм ; Галарт, 2000.
3. Всемирные выставки, всемирная выставка в Париже 1900 г.
Шпаков А. Н. История Всемирных выставок. М.: АСТ; Зебра Е, 2008. (http://www.e-reading.club/bookreader.php/1021097/Mezenin_-_Parad_vsemirnyh_vystavok.html)
https://www.ridus.ru/news/117535.html
4. Французское искусство XIX и ХХ веков и его культурно-историческое значение
М. Бессонова Избранные труды (http://fictionbook.ru/author/marina_bessonova/izbrannyie_trudyi_sbornik/read_online.html?page=0)
Ревалд Д. История импрессионизма / [пер. с англ. П.В. Мелковой; вступ. ст., общ. ред. М.А. Бессоновой]. Москва: Республика: ТЕРРА -Кн. клуб, 2002.
Ревалд Д. Постимпрессионизм: От Ван Гога до Гогена / [пер. с англ. П.В. Мелковой; вступ. ст. и общ. ред. М.А. Бессоновой]. Москва: Республика: ТЕРРА –Кн. клуб, 2002.
Н. Яворская «Из истории отечественного искусствознания: о французском искусстве 19-20 веков», Советский художник, 1987
5. Русское искусство XIX века
Д. Сарабьянов. История русского искусства второй половины XIX века. М., 1989.
6. Российское неофициальное искусство
Е. Барабанов “Зеркальные мистерии нуля” (http://www.turetskiy.com/bibliography/bibliography_02.html)
“К вывозу из СССР разрешено. Московский нонкорфмизм” Евгений Барабанов, Александра Харитонова, Алла Розенфельд (http://roobinio.ru/item/885424.html)
Г. Кизевальтер “Эти странные семидесятые или потеря невинности” (введение) (http://mreadz.com/read370988)
Г. Кизевальтер “Переломные восьмидесятые в неофициальном искусстве СССР” (введение) (http://www.avrora-games.com/books/perelomnye-vosmidesyatye-v-neofitsialnom-iskusstve-sssr-sbornik-materialov)
Холмогорова О. В. Соц-арт. М.: Галарт, 1994.
7. Архитектура
В. Горюнов, М. Тубли «Архитектура эпохи модерна», Спб, 1994. (http://elenaely.narod.ru/index/0-62)
Д. Хмельницкий «Архитектура Сталина. Психология и стиль», М. Прогресс-Традиция, 2007.
С. Хан-Магомедов «Архитектура советского авангарда» в 2 кн. 1996. 
Ч. Дженкс «Язык архитектуры постмодернизма», М., Стройиздат, 1982. 
8. Современное искусство
Андреева Е.Ю. Постмодернизм. Искусство второй половины XX — начала XXI века. — СПб., 2007.
Бобринская Е. “Концептуализм”
Бобринская Е. «Концептуализм как бренд» (http://www.iskusstvo-info.ru/archive/article/id/95)
Р. Голдберг «Искусство перформанса: от футуризма до наших дней». М., Ad Marginem, 2013.
Эрик Манжион «Перформанс, искусство мутации», ДИ, 2013, № 3. (http://di.mmoma.ru/news?mid=1098&id=288)
Хэл Фостер, Розалинд Краусс, Ив-Ален Буа, Бенджамин Х. Д. Бухло, Дэвид Джослит «Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм»
Хофман В. Основы современного искусства. Введение в его символические формы. СПб., 2004. 
Якимович А.К. Восстановление модернизма: Живопись 1940-х - 1960-х годов на Западе и в России. М.: Галарт, ОЛМА-Пресс, 2001. - 534 с.
Якимович А.К. Двадцатый век. Искусство, культура, картина мира. М., 2003.
9. Советское искусство
История русского и советского искусства. Под ред. Д. В. Сарабьянова. Высшая школа, 1979
Лебедева В.Е. Советское монументальное искусство 1960-х годов. М.: Искусство, 1973
Морозов А.И. Конец утопии: Из истории искусства в СССР 1930-х гг. М.,: Галарт, 1995
10. Кураторство выставок. Биеннале современного искусства
В. Мизиано «Пять лекций о кураторстве», Ad Marginem, 2014
Пол О’Нил Культура кураторства и кураторство культур(ы), Ad Marginem, 2015
11. Музеи в системе искусства. Музеи современного искусства
Шуберт, КарстенУдел куратора. Концепция музея от Великой французской революции до наших дней. Издательство: Ad Marginem, 2016г., Серия: Garage Pro 
12. Теория современного искусства, историко-культурный контекст трансформаций искусства в ХХ –ХХI вв.
Беньямин В.. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. — М.: Медиум, 1996.
Лиотар Ж.-Ф. «Постмодерн в изложении для детей» пер. с франц. А. Гараджа, М., РГГУ, 2008. (http://royallib.com/book/liotar_ganfransua/postmodern_v_izlogenii_dlya_detey.html)
Малевич К. С. Черный квадрат. СПб.: Азбука-Классика, 2003.
Е. Петровская «Теория образа», М., РГГУ, 2010.