ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА РГГУ
Кафедра теории и истории искусства
Направленность (профиль)
«Теория и история русского, советского искусства: интеграция в международные контексты»
Вопросы к собеседованию:
- Особенности архитектуры Петровского времени. Типы сооружений, их стилевая принадлежность, новые технологии проектирования и строительства
- Градостроительное развитие Петербурга в 1-й половине XVIII века
- Живопись в России 1-й половины XVIII века. Особенность жанровой структуры, мастера, их произведения, проблема становления профессиональной школы
- Архитектура середины XVIII века. Типы зданий, ведущие мастера и памятники, стилистические особенности. Интерьер русского барокко и рококо
- Скульптура в России XVIII века: особенности и этапы развития, ведущие жанры, мастера и их произведения
- Архитектура в России 2-й половины XVIII века. Стили и направления, утилитарные и идеологические функции, типология, зодчие и их постройки
- Русская портретная живопись 2-й половины XVIII века. Эволюция образов и стиля, типология, ведущие мастера и их основные произведения
- Живопись в Академии трёх знатнейших художеств 2-й половины XVIII—начала XIX века. Особенности системы преподавания, иерархия жанров, персоналии важнейших мастеров, их работы
- Архитектура и монументальная скульптура русского ампира. Памятники в Петербурге и Москве, их создатели, идеология стиля. Градостроительство 1-й трети XIX века
10.Русская живопись 1800—1850-х годов. Жанры и направления. Крупнейшие художники и их новаторский вклад в развитие русской школы
11.Русская живопись 2-й половины XIX века. Реалистическое и салонно-академическое направления. Способы самоорганизации художников. Крупнейшие мастера и их работы. Жанровые предпочтения и сюжетно-тематический репертуар
12.Русская скульптура XIX—начала ХХ века. Особенности развития станковой и монументальной пластики
13.Художественные объединения конца XIX—начала ХХ века, их программные декларации, творческая и выставочная практика. Художественная критика и публицистика Серебряного века
14.Русская портретная живопись рубежа XIX—ХХ веков. Диапазон стилей, крупнейшие портретисты и их работы
15.Архитектура эклектики в России. Многообразие неостилей, их идейные основания, особенности интерпретации ретроспективных форм в XIX веке. Архитектура и технический прогресс. Персоналии крупнейших архитекторов и их постройки
16.Архитектура модерна в Петербурге и Москве. Направления, идеи, мастера. Особенности развития и восприятия модерна в России
17.Неоклассицизм в русской архитектуре начала ХХ века. Его генезис и развитие, виднейшие представители и их произведения (в том числе нереализованные проекты)
18.Русское искусство ХХ века в истории мирового искусства. Пути интерпретации и формирование стереотипа.
19.Судьба «Московской школы живописи».
20.Абстрактный экспрессионизм В. Кандинского.
21.Супрематизм К. Малевича.
22.«Органический» конструктивизм В. Татлина.
23.Экспрессионистические тенденции в искусстве 1910-1920-х гг.
24.Аналитическое искусство. П. Филонов и его школа.
25.Монументальная живопись 1920-1930-х гг.
26.Советская графика и гравюра 1920-1970-х гг
27.Эволюция образа «советского человека» в искусстве 1920-1970-х гг.
28.Методы преподавания в Объединенных мастерских (ОБМАС) ВХУТЕМАС
29.«Новый авангард» 1960-1970-х гг . Полемика и преемственность поколений.
30.Скульптура 1960-1970-х гг.
31.«Деревенская» проза и лирический пейзаж шестидесятников.
32.Соц-арт. Специфика языка.
33.Концептуализм. Самообоснование творчества.
34.Кинетизм. Движение формы.
35.Художники русской эмиграции.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература:
- Грабарь. И. Э. История русского искусства И.Э. Грабарь. М.: 2010, 208 стр.
- История русской живописи. Том 2. XVIII век. Майорова Н., Скоков Г. 2006, 128с.
Дополнительная литература:
- История русского искусства. В 2 томах. Том 2. Искусство XVIII - начала XX века. Энциклопедия мирового искусства. -М.: Белый город, 2008.
- Пейзаж в русской живописи. Энциклопедия мирового искусства.- М.: Белый город, 2008.
- Тhree Centuries of Russian Painting Три века русской живописи.- М.:Китеж. 2007
- М. Алпатов. Этюды по истории русского искусства. В 2-х томах. М., 1976.
- А. Федоров-Давыдов. Русский пейзаж XVIII - XX века. Исследования. Очерки. М., 1986.
- И. Болотина. Проблемы русского и советского натюрморта. Исследования и статьи. М.,1989.
- А. Эфрос. Два века русского искусства. М., 1969.
- Н.Машковцев. Из истории русской художественной культуры. Исследования. Очерки. Статьи. М.,1982.
- М. Алленов, О.Евангулова, Л. Лившиц. Русское искусство X - XX веков. М., 1989.
Абитуриент должен продемонстрировать знания в области истории искусства, которые включают в себя:
Знание основных теоретических и эстетических понятий, необходимых для описания и анализа искусства
Знание базовых процедур, применяемых при описании и анализе как отдельных произведений искусства, так и художественных групп, школ, стилей, течений, направлений эпох
Знание истории искусства в достаточной мере для классификации явлений, их исторической типологизации и объяснения их характерных особенностей
Критерии оценивания
35-40 (отлично) |
Абитуриент даёт полный и аргументированный ответ на все заданные вопросы, подробно анализирует рассматриваемые явления, показывает их закономерности и раскрывает специфику этих явлений и их контекстов. |
29-34 (хорошо) |
Абитуриент даёт краткий правильный ответ на все заданные вопросы, понимает контексты возникновения, развития и существования тех явлений, о которых говорит |
20-28 (удовлетворительно) |
Абитуриент даёт поверхностный ответ на вопросы, с фактическими и концептуальными неточностями, скудным числом примеров |
Менее 20 (неудовлетворительно) |
Абитуриент не обладает базовыми знаниями по данной дисциплине, не дает ответа на вопросы или дает ответ в общих словах, с большим количеством ошибок, не может привести примеры |