ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА РГГУ
Кафедра теории и истории искусства

Направленность (профиль)
«Теория и история русского, советского искусства: интеграция в международные контексты»

 

Вопросы к собеседованию:

  1. Особенности архитектуры Петровского времени. Типы сооружений, их стилевая принадлежность, новые технологии проектирования и строительства
  2. Градостроительное развитие Петербурга в 1-й половине XVIII века
  3. Живопись в России 1-й половины XVIII века. Особенность жанровой структуры, мастера, их произведения, проблема становления профессиональной школы
  4. Архитектура середины XVIII века. Типы зданий, ведущие мастера и памятники, стилистические особенности. Интерьер русского барокко и рококо
  5. Скульптура в России XVIII века: особенности и этапы развития, ведущие жанры, мастера и их произведения
  6. Архитектура в России 2-й половины XVIII века. Стили и направления, утилитарные и идеологические функции, типология, зодчие и их постройки
  7. Русская портретная живопись 2-й половины XVIII века. Эволюция образов и стиля, типология, ведущие мастера и их основные произведения
  8. Живопись в Академии трёх знатнейших художеств 2-й половины XVIII—начала XIX века. Особенности системы преподавания, иерархия жанров, персоналии важнейших мастеров, их работы
  9. Архитектура и монументальная скульптура русского ампира. Памятники в Петербурге и Москве, их создатели, идеология стиля. Градостроительство 1-й трети XIX века

10.Русская живопись 1800—1850-х годов. Жанры и направления. Крупнейшие художники и их новаторский вклад в развитие русской школы

11.Русская живопись 2-й половины XIX века. Реалистическое и салонно-академическое направления. Способы самоорганизации художников. Крупнейшие мастера и их работы. Жанровые предпочтения и сюжетно-тематический репертуар

12.Русская скульптура XIX—начала ХХ века. Особенности развития станковой и монументальной пластики

13.Художественные объединения конца XIX—начала ХХ века, их программные декларации, творческая и выставочная практика. Художественная критика и публицистика Серебряного века

14.Русская портретная живопись рубежа XIX—ХХ веков. Диапазон стилей, крупнейшие портретисты и их работы

15.Архитектура эклектики в России. Многообразие неостилей, их идейные основания, особенности интерпретации ретроспективных форм в XIX веке. Архитектура и технический прогресс. Персоналии крупнейших архитекторов и их постройки

16.Архитектура модерна в Петербурге и Москве. Направления, идеи, мастера. Особенности развития и восприятия модерна в России

17.Неоклассицизм в русской архитектуре начала ХХ века. Его генезис и развитие, виднейшие представители и их произведения (в том числе нереализованные проекты)

18.Русское искусство ХХ века в истории мирового искусства. Пути интерпретации и формирование стереотипа.

19.Судьба «Московской школы живописи».

20.Абстрактный экспрессионизм В. Кандинского.

21.Супрематизм К. Малевича.

22.«Органический» конструктивизм В. Татлина.

23.Экспрессионистические тенденции в искусстве 1910-1920-х гг.

24.Аналитическое искусство. П. Филонов и его школа.

25.Монументальная живопись 1920-1930-х гг.

26.Советская графика и гравюра 1920-1970-х гг

27.Эволюция образа «советского человека» в искусстве 1920-1970-х гг.

28.Методы преподавания в Объединенных мастерских (ОБМАС) ВХУТЕМАС

29.«Новый авангард» 1960-1970-х гг . Полемика и преемственность поколений.

30.Скульптура 1960-1970-х гг.

31.«Деревенская» проза и лирический пейзаж шестидесятников.

32.Соц-арт. Специфика языка.

33.Концептуализм. Самообоснование творчества.

34.Кинетизм. Движение формы.

35.Художники русской эмиграции.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

  1.  Грабарь. И. Э. История русского искусства И.Э. Грабарь. М.: 2010, 208 стр.
  2. История русской живописи. Том 2. XVIII век.  Майорова Н., Скоков Г. 2006, 128с. 

 

Дополнительная литература:

  1. История русского искусства. В 2 томах. Том 2. Искусство XVIII - начала XX века. Энциклопедия мирового искусства. -М.: Белый город, 2008.
  2. Пейзаж в русской живописи. Энциклопедия мирового искусства.- М.: Белый город, 2008.
  3. Тhree Centuries of Russian Painting Три века русской живописи.- М.:Китеж. 2007
  4.    М. Алпатов. Этюды по истории русского искусства. В 2-х томах. М., 1976.
  5. А. Федоров-Давыдов. Русский пейзаж XVIII - XX века. Исследования. Очерки. М., 1986.
  6. И. Болотина. Проблемы русского и советского натюрморта. Исследования и статьи. М.,1989.
  7. А. Эфрос. Два века русского искусства. М., 1969.
  8. Н.Машковцев. Из истории русской художественной культуры. Исследования. Очерки. Статьи. М.,1982.
  9. М. Алленов, О.Евангулова, Л. Лившиц. Русское искусство X - XX веков. М., 1989.

 

 

Абитуриент должен продемонстрировать знания в области истории искусства, которые включают в себя:

Знание основных теоретических и эстетических понятий, необходимых для описания и анализа искусства

Знание базовых процедур, применяемых при описании и анализе как отдельных произведений искусства, так и художественных групп, школ, стилей, течений, направлений эпох

Знание истории искусства в достаточной мере для классификации явлений, их исторической типологизации и объяснения их характерных особенностей

Критерии оценивания

35-40 (отлично)

Абитуриент даёт полный и аргументированный ответ на все заданные вопросы, подробно анализирует рассматриваемые явления, показывает их закономерности и раскрывает специфику этих явлений и их контекстов.

29-34 (хорошо)

Абитуриент даёт краткий правильный ответ на все заданные вопросы, понимает контексты возникновения, развития и существования тех явлений, о которых говорит

20-28 (удовлетворительно)

Абитуриент даёт поверхностный ответ на вопросы, с фактическими и концептуальными неточностями, скудным числом примеров

Менее 20 (неудовлетворительно)

Абитуриент не обладает базовыми знаниями по данной дисциплине, не дает ответа на вопросы или дает ответ в общих словах, с большим количеством ошибок, не может привести примеры