ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА РГГУ
Кафедра теории и истории искусства Нового и Новейшего времени

Магистерская программа
«Теория и история русского, советского искусства: интеграция в международные контексты»

ВОПРОСЫ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ
  1. Особенности архитектуры Петровского времени. Типы сооружений, их стилевая принадлежность, новые технологии проектирования и строительства
  2. Градостроительное развитие Петербурга в 1-й половине XVIII века
  3. Живопись в России 1-й половины XVIII века. Особенность жанровой структуры, мастера, их произведения, проблема становления профессиональной школы
  4. Архитектура середины XVIII века. Типы зданий, ведущие мастера и памятники, стилистические особенности. Интерьер русского барокко и рококо
  5. Скульптура в России XVIII века: особенности и этапы развития, ведущие жанры, мастера и их произведения
  6. Архитектура в России 2-й половины XVIII века. Стили и направления, утилитарные и идеологические функции, типология, зодчие и их постройки
  7. Русская портретная живопись 2-й половины XVIII века. Эволюция образов и стиля, типология, ведущие мастера и их основные произведения
  8. Живопись в Академии трёх знатнейших художеств 2-й половины XVIII—начала XIX века. Особенности системы преподавания, иерархия жанров, персоналии важнейших мастеров, их работы
  9. Архитектура и монументальная скульптура русского ампира. Памятники в Петербурге и Москве, их создатели, идеология стиля. Градостроительство 1-й трети XIX века
  10. Русская живопись 1800—1850-х годов. Жанры и направления. Крупнейшие художники и их новаторский вклад в развитие русской школы
  11. Русская живопись 2-й половины XIX века. Реалистическое и салонно-академическое направления. Способы самоорганизации художников. Крупнейшие мастера и их работы. Жанровые предпочтения и сюжетно-тематический репертуар
  12. Русская скульптура XIX—начала ХХ века. Особенности развития станковой и монументальной пластики
  13. Художественные объединения конца XIX—начала ХХ века, их программные декларации, творческая и выставочная практика. Художественная критика и публицистика Серебряного века
  14. Русская портретная живопись рубежа XIX—ХХ веков. Диапазон стилей, крупнейшие портретисты и их работы
  15. Архитектура эклектики в России. Многообразие неостилей, их идейные основания, особенности интерпретации ретроспективных форм в XIX веке. Архитектура и технический прогресс. Персоналии крупнейших архитекторов и их постройки
  16. Архитектура модерна в Петербурге и Москве. Направления, идеи, мастера. Особенности развития и восприятия модерна в России
  17. Неоклассицизм в русской архитектуре начала ХХ века. Его генезис и развитие, виднейшие представители и их произведения (в том числе нереализованные проекты)
  18. Русское искусство ХХ века в истории мирового искусства. Пути интерпретации и формирование стереотипа.
  19. Судьба «Московской школы живописи».
  20. Абстрактный экспрессионизм В. Кандинского.
  21. Супрематизм К. Малевича.
  22. «Органический» конструктивизм В. Татлина.
  23. Экспрессионистические тенденции в искусстве 1910-1920-х гг.
  24. Аналитическое искусство. П. Филонов и его школа.
  25. Монументальная живопись 1920-1930-х гг.
  26. Советская графика и гравюра 1920-1970-х гг
  27. Эволюция образа «советского человека» в искусстве 1920-1970-х гг.
  28. Методы преподавания в Объединенных мастерских (ОБМАС) ВХУТЕМАС
  29. «Новый авангард» 1960-1970-х гг . Полемика и преемственность поколений.
  30. Скульптура 1960-1970-х гг.
  31. «Деревенская» проза и лирический пейзаж шестидесятников.
  32. Соц-арт. Специфика языка.
  33. Концептуализм. Самообоснование творчества.
  34. Кинетизм. Движение формы.
  35. Художники русской эмиграции.