ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА РГГУ
Кафедра кино и современного искусства

Направление подготовки 53.04.05 «Искусство»
Магистерская программа
«Сценография выставочного пространства»


ВОПРОСЫ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ
1. Эпоха исторического художественного авангарда. Революционные изменения в искусстве и общественно-исторический контекст. Появление перформанса, реди-мейда, абстрактного искусства. 
2. Художественный авангард в России 1910 – 1917 гг. Кубо-футуризм, супрематизм и другие течения. Основные представители и сущность художественных преобразований. 
3. Значение новых технологий в становлении современных художественных практик: от «произведения искусства в эпоху технической воспроизводимости» до видеоарта, нет-арта, интерактивных инсталляций. 
4. Роль Всемирных выставок в культуре и искусстве: Всемирная выставка в Париже 1900г. 
5. Роль французских «Салонов» в формировании новых отношений между художником и зрителем. Салон Независимых, салон Отверженных. 
6. Архитектура раннего модернизма. 
7. Кубизм. Коллажи Брака и Пикассо. 
8. Дадаизм. Антиискусство. 
9. Искусство книги авангарда первой трети ХХ в.: графика и поэзия. 
10. Сюрреализм. Основные идеи и представители. 
11. Русский конструктивизм. Особенности художественного языка. 
12. Театр авангарда и театральная сценография: театр Мейерхольда. Постановки Баухауза. 
13. Западная скульптура первой половины ХХ в. 
14. Американский поп-арт. Искусство и повседневность. 
15. Перформанс. Особенности перформанса в 1960-е – 1970- е годы. Марина Абрамович. 
16. Французское реалистическое искусство второй половины XIX века. 
17. Импрессионизм. Основные представители и особенности художественного языка. 
18. Неоимпрессионизм. Революционные изменения в живописи на рубеже XIX – ХХ веков. 
19. Русское реалистическое искусство второй половины ХIX века. Товарищество передвижных выставок. 
20. Фовизм. 
21. Сталинский стиль в архитектуре. 
22. Официальное искусство сталинского периода. 
23. Неофициальное искусство 1960-х 1980-х годов как феномен послесталинской эпохи. 
24. Экспрессионизм. Объединения «Мост» (Э. Нольде, Э. Л. Кирхнер, М. Пехштейн, К. Шмидт-Ротлуфф, Э. Хеккель и др.), «Синий всадник». Первый и второй периоды. 
25. Биеннале современного искусства. Московская Биеннале современного искусства. 
26. Музеи в системе искусства. Музеи современного искусства и их функции в современном обществе. 
27. Архитектура постмодернизма. Основные тенденции. 
28. Кураторство выставок: задачи и цели кураторов художественных проектов. Актуальные кураторские отечественные проекты: анализ и описание (на выбор). 
29. Концептуализм и минимализм в современном западном искусстве. 
30. Фотография в современном западном и отечественном искусстве.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Агитационно-массовое искусство Октября: Оформление праздников. М.: Искусство, 1984. – 359 с. 
Афанасьев К.Н. А.В. Щусев. М.: Стройиздат, 1978. – 267 с. 
Бобринская Е. А. Концептуализм. М.: Галарт, 1994. – 238 с. 
Бобринская Е.А. Футуризм и кубофутуризм: Европа, Россия. М.: Галарт, 2000. - 309 с. 
Высокий сталинский стиль / Сост. Е. Гершкович, Е. Корнеев. М., 2006 
Воронов Н.В. Вера Мухина. М.: Изобразительное искусство, 1989. - 345 с. 
Голомшток И. Тоталитарное искусство. М.: Галарт, 1994. – 296 с. 
"Другое искусство". 1956-1988 / Сост. И. Алпатова, Л. Талочкин, Н. Тамручи. М.: Галарт, 2005. – 768 с. 
Журавлев А.М., Иконников А.В, Рочегов А.Г. Архитектура Советской России. М., 1987 
Из истории советской архитектуры. 1926-1932 гг. Документы и материалы. Творческие объединения / Сост. В.Э. Хазанова. М.: Наука, 1970. – 140 с. 
Ильин М.А. Веснины. М. : Стройиздат, 1960. 305 с. 
Кандинский В.В. Избранные труды по теории искусства. М.: Гилея, 2008. - Т. 1. 430 с. Т. 2. 446 с. 
Ковтун Е.Ф. Русский авангард 1920-х — 1930-х годов. СПб.: Палас Эдишн, 1999. - 386 с. 
Костин В.И. ОСТ (Общество станковистов). Л.: Художник РСФСР, 1976. – 140 с. 
Крученых А. Наш выход: К истории русского футуризма. М.: Галарт, 1996. – 456 с. 
Латур А. Рождение метрополии. Москва 1930-1955: Воспоминания и образы. М.: Искусство-XXI век,  2005. - 536 с. 
Лебедева В.Е. Советское монументальное искусство 1960-х годов. М.: Искусство, 1973. – 378 с. 
Маковец. 1922-1926: Сборник материалов по истории объединения. М.: Государственная Третьяковская галерея, 1994. - 458 с. 
Малевич К. С. Собрание сочинений. Т. 1. М.: Гилея, 1996. – 478 с. 
Малевич К. С. Черный квадрат. СПб.: Азбука-Классика, 2003. – 568 с. 
Морозов А.И. Конец утопии: Из истории искусства в СССР 1930-х гг. М.,: Галарт, 1995. - 224 с. 
Немировская М.А. Художники группы "Тринадцать". М.: Советский художник, 1986. - 213 с. 
Перформанс — искусство действия. Специальный выпуск журнала "Декоративное искусство" (1991, № 5). - 136 с. 
Петров-Водкин К.С. Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия. Л.: Искусство, 1982. – 457 с. 
Поспелов Г. Г. Бубновый валет. М.: Советский художник, 1990. – 236 с. 
Пунин Н. Н. О Татлине. М.: Галарт, 1994. - 208 с. 
Рябушин А.В. Новые горизонты архитектурного творчества. 1970-е — 1980-е годы. М.: Стройиздат, 1990. - 238 с. 
Хазанова В.Э. Советская архитектура первой пятилетки: Проблема города будущего. М.: Наука, 1980. – 256 с. 
Хазанова В.Э. Советская архитектура первых лет Октября. 1917-1925. М.: Наука, 1970. – 308 с. 
Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда. Кн. 1. М., 1996. - 709 с. 
Хан-Магомедов С. О. Константин Мельников. М., 2007. – 296 с. 
Холмогорова О. В. Соц-арт. М.: Галарт, 1994. - 204 с. 
Хофман В. Основы современного искусства. Введение в его символические формы. СПб., 2004. – 560 с. 
Якимович А.К. Восстановление модернизма: Живопись 1940-х - 1960-х годов на Западе и в России. М.: Галарт, ОЛМА-Пресс, 2001. - 534 с. 
Якимович А.К. Двадцатый век. Искусство, культура, картина мира. М., 2003. – 491 с. 
Архитектура Запада. Модернизм и постмодернизм. М., 1987. 
Вирмо А. и О. Мэтры мирового сюрреализма. Компакт-энциклопедия. Спб.: Академический прoект, 1996. 
Горюнов В., Тубли М. Архитектура эпохи модерна. М., 1992. 
Гомбрих Э. История искусства. М.: АСТ, 1998. 
Дали С. Дневник одного гения. М.: Искусство, 1991. 
Европейская живопись. Энциклопедия. М.: Искусство - Нота-Бене, 1999. 
Иконников А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность: В 2 томах. М.: Прогресс-Традиция, 2001. 
Ильин И. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. М., 1996. 
Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М., 1998. 
История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала XX века. Искусство XIX века: [живопись, скульптура, графика, архитектура, музыка, драма, театр : в 3 кн. / гл. ред. Е.И. Ротенберг]. – СПб. : Дмитрий Буланин, 2003, 2004. 
Ёдике Ю. История современной архитектуры. М., 1972. 
Крючкова В. Символизм в изобразительном искусстве. М., 1996. 
Ле Корбюзье. Архитектура XX века. - М., 1970. 
Макарова Г.В. Западное искусство. ХХ век. Образы времени и язык искусства. Сб. ст. М.,  2003. 
Матисс А. Мир художника: Письма, воспоминания. Статьи. М., Искусство, 1997. 
Рожин А. Сальвадор Дали. М,. 1992. 
Антология российского видеоарта. М.: МедиаАртЛаб, 2002. 
Беньямин В.. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. — М.: Медиум, 1996. 
Взгляд с Востока. Медиасознание / Медиакультура/ Медиатехнология . Под общей редакцией А. Исаева . М. 2001 
Массовая культура: современные западные исследования. М., 2005 
Черных А. Мир современных медиа. М., 2007 
Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство. М., 1994 
Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820- 1932). СПб., 199