Образование средствами искусства

Об основных приоритетах и направлениях учебной и научной деятельности факультета истории искусства РГГУ рассказывает И.В. Баканова, декан факультета истории искусства, директор музейного центра РГГУ:

- На Факультете истории искусства РГГУ разработана и реализуется программа подготовки специалистов по принципам, названным «Образование средствами искусства».  Расскажите в нескольких словах, в чем суть этой программы?

- Направление «Образование средствами искусства» представляет собой особую образовательную среду в сочетании с профессиональными учебными программами для подготовки специалистов нового типа, владеющих не только фундаментальными теоретическими знаниями, но и получивших возможность работы в творческих лабораториях и студиях, знакомых «изнутри» с творческой сущностью различных видов искусства. С первых шагов в университете наши будущие коллеги попадают в дискуссионное научно-исследовательское поле: специалисты утверждают, что на практику формирования нового человека в новом тысячелетии должны оказать огромное влияние преодоление дивергенции «двух культур» — научной и художественной, — и их будущий синтез. В РГГУ этот процесс идет в контексте образовательной идеологии, направленной на создание и воплощение новой университетской образовательной модели.

- Скажите, зачем студентам, приходящим в университет за фундаментальными академическими знаниями все эти дополнительные «навороты» - музей, мастерские, выставочные залы? Это дань моде,  источник эмоциональной разрядки, или особый педагогический прием?

- И музеи, и выставочный зал, и оборудованные аудитории для занятий живописью, и компьютерные классы, все это необходимые условия того, чтобы готовить из сегодняшнего студента мыслящего профессионала. Мы все заинтересованы в том, чтобы воспитать музеолога, культуролога, искусствоведа, дизайнера, реставратора, не скованного догмой, но обладающего богатым спектром компетенций и навыков для будущей профессиональной деятельности.

В искусстве, так же как и в преподавании дисциплин по его истории, важен личный опыт. Востребованность его в РГГУ вылилась в создание системы мастер-классов, которые проводятся в аудиториях, залах музеев, мастерских художников. Самым первым мастер-классом в РГГУ, собравшим без преувеличения арт-элиту Москвы, был мастер-класс Михаила Шемякина. Большой интерес вызвали мастер-классы по искусству Дальнего Востока, которые проводили мастер по каллиграфии, художник и буддийский монах из Южной Кореи Суан и известный представитель традиционного китайского искусства изделий из бумаги, художник из Тайваня Хун Синь Фу. И этот интерес не случаен: в РГГУ, мы считаем, более последователен, чем в других вузах, уход от европоцентризма, студенты глубоко изучают художественные культуры неевропейских регионов. Мастер-класс со студентами РАТИ и факультета истории искусства РГГУ провел профессор, художественный руководитель театра им. Ермоловой Владимир Андреев. Мастер-класс ставшего культовым художника-шестидесятника Михаила Рогинского для студентов РГГУ состоялся сразу после завершения его выставки в Третьяковской галерее.

- То есть встречи с известными людьми, возможность непосредственного диалога студентов с признанными мастерами культуры и искусства закладывался в идею «Образование средствами искусства» изначально?

- Да, безусловно. Репутация музейного центра как мобильного и открытого для сотрудничества привлекла устроителей недели Энди Уорхолла в Москве. РГГУ был «вписан» в эту неделю мастер-классом директора музея Энди Уорхолла господина Томаса Соколовски со слайдовым показом малоизвестного материала.

Своеобразными мастер-классами можно назвать и встречи с выдающимися деятелями культуры и искусства под рубрикой «Культура России на рубеже веков»: с 1997 г. организовано около 50 таких встреч – гостями РГГУ были Юрий Любимов, Петр Фоменко, Алексей Баталов, Сергей Юрский, Олег Табаков, Юрий Рост, Марк Захаров, Валерий Золотухин, Александр Ширвиндт, Михаил Державин, Эльдар Рязанов и другие. На примере уникальных творческих судеб раскрываются разнообразные грани российской культуры.

Диалог мастеров со студентами и преподавателями подсказал идею создать кафедру творчества с преподаванием дисциплин, позволяющих на практике постигать некоторые азы ремесла художника-сценографа, режиссера, актера. Среди преподавателей – выдающиеся режиссеры: художественныый руководитель театра «У Никитских ворот» Марк Розовский, художественный руководитель театра «Школа современной пьесы» Иосиф Райхельгауз, профессор РАТИ Фаина Хачатурян, заслуженный деятель искусств РФ скульптор и художник Василий Герасимов, пианист Анна Николаева и другие.

- А в чем состоят особенности образовательных учебных программ, предлагаемых студентам?

- Образовательные программы строятся на сочетании основательной общегуманитарной и специальной подготовки с возможностью узкой специализации по уникальным направлениям деятельности. Так, например, для искусствоведов предлагаются специализации «Цивилизации долины Нила» (совместно с Центром египтологии им. В. С. Голенищева), «Кураторство в современном искусстве» и т. д. Все специализации с обязательным углубленным изучением языка.

О дидактически обновленной педагогике на факультете следует говорить и в связи с практикой разработки и реализации учебных программ совместно с ведущими НИИ отрасли (например, ГосНИИ реставрации), с профилирующими институтами (Институт археологии, Институт востоковедения РАН), что имеет непосредственное отношение к новому типу организации учебного процесса. Цель — максимально приблизить студентов к проблематике будущей деятельности. Особенно эффективен такой подход в подготовке студента-реставратора по специализации «Консервация и реставрация памятников материальной культуры» специальности «искусствоведение».

Осуществить подобного рода подготовку студентов стало возможным только с использованием производственной базы ГосНИИ реставрации, производственных ресурсов Реставрационных мастерских им. И. Э. Грабаря и ведущих музеев Москвы. Специалисты упомянутых организаций — основной контингент преподавательского состава Высшей школы реставрации. Все программы авторские и не имеют аналогов среди программ других вузов, так же как и учебные пособия.

- Говоря «искусствовед», «реставратор» - мы все более-менее точно представляем круг профессиональных интересов и компетенций этих специалистов. А расскажите, пожалуйста, чуть подробнее о менее известных и понятных непрофессионалу направлениях, таких как «музеология», например. В чем отличие высококлассного музеолога от того же высококлассного искусствоведа или реставратора?

- Концепция образовательной программы по подготовке музеологов базируется на современном представлении о музее как полифункциональном социальном институте, обеспечивающем диалог культур в пространстве и во времени; инструменте развития личности на основе культурной самоидентификации. Учебный план и выдаваемый диплом согласуются с европейскими образовательными программами. Отличительная особенность университетской программы подготовки музеолога — соединение фундаментального историко-культурного знания с широким спектром профессиональных дисциплин, таких как история музеев мира, история музейного дела России, музеология, история материальной культуры, охрана культурного и природного наследия, новые информационные технологии в музейном деле и др.

Благодаря интенсивной интеграции в учебный процесс факультета московских музеев (ГМИИ им. А, С. Пушкина, Государственная Третьяковская галерея, Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства, музеи Кремля, Бахрушинский музей и др.) стала возможной подготовка по специализации в области охраны культурного наследия, которая нашла поддержку у Федерального научно-методического совета по сохранению культурного наследия Министерства культуры РФ и его председателя, директора Института искусствознания А.И. Комеча.

- Сейчас многие ВУЗы открывают отделения культурологи. Это направление очень востребовано. В чем особенности подготовки культурологов в РГГУ?

- Подготовка культурологов (со специализациями «Культуры России», «Культуры Европы», «Музыкальная певческая культура») ведется параллельно поиску новых подходов к высшему, непрерывному и дистанционному образованию на кафедре истории и теории культуры. Преподаватели кафедры — авторы известных учебников и учебных пособий по теории и истории культуры Г.И. Зверева,  И. В. Кондаков, Э. Н. Волкова, И.Г. Яковенко и др. Кроме дисциплин по теории и истории мировой и русской культуры у студентов пользуются большим успехом история культуры повседневности России и зарубежных стран, массовая и художественная культура XX века, информационная среда современной культуры, менеджмент культуры, культурная антропология, интеллектуальная история. Если учесть, что помимо всего прочего студенты-культурологи обязательно изучают латынь и греческий, можно понять, почему стабильно высок конкурс на эту специальность среди интеллектуалов.

- Раньше бытовало мнение, что такую специальность как «дизайнер» лучше получать в практически-ориентированном творческом ВУЗе, нежели в университете, где традиционно сильна фундаментальная подготовка по теоретическим направлениям. Но многолетний высокий конкурс на специальность «Дизайнер» вашего факультета в корне опровергает эту позицию. Расскажите, каких дизайнеров готовят в РГГУ?

- Диплом государственного университета по специальности «дизайн среды» еще недавно считался утопией. Сегодня мы можем говорить об этом как о достигнутой цели. Основная задача программы отделения «Арт-дизайн» — формирование у будущих специалистов умения включать дизайнерские разработки в реально существующие жизненные среды. Программа предполагает воспитание студентов в понятии гармонии человека и природы, нерасторжимости современного развития и наследия многовековой культуры. Методика преподавания уделяет особое внимание экологии и бионике. Учебный процесс строится многоступенчато, начиная с формирования творческого мышления и заканчивая индивидуальной специализацией в дипломном проекте.

- Итак, на факультете так много различных направлений деятельности, интересов, специальностей. Что объединяет все направления воедино?

- Все программы строятся на основании общей концепции, представленной направлением «Образование средствами искусства». Выступая на открытии своей выставки в РГГУ, Эрнст Неизвестный говорил о том, что если всерьез заняться структурным анализом пластических искусств, то сопоставление различных систем изобразительной символики приведет нас к мысли о связанности видов изобразительных искусств не только с мифом и ритуалом (что очевидно), но и с музыкой, космогонией, математикой. В этом смысле представленное «summary» о потенциальных возможностях направления «Образование средствами искусства» в РГГУ должно быть соотнесено с его внутренней амбивалентностью, что объясняется самой природой как искусства, так и образования. В этом смысле выставка подлинников в музейных залах университета со всем комплексом образовательных составляющих может стать и знаком нового этапа развития направления, и «формообразующей» его стратегии.