08.04.2017

17.04-13.07.2017 Выставка «Садовый спектакль. Искусство пейзажного парка в Европе и России»

Садовый спектакль Искусство пейзажного парка в Европе и России

Музей-заповедник «Царицыно» представляет выставку «Садовый спектакль. Искусство пейзажного парка в Европе и России».

17 апреля в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» откроется выставка,посвященная истории и выдающимся памятникам пейзажного садового стиля вЕвропе и России XVIII – первой половины XIX веков.

На волне эпохи Просвещения, когда возникла идея возврата человека к естественнойприроде, у французского регулярного парка с его прямыми линиями и графичностьюпоявился антипод – сад, уподобленный природному ландшафту и сливающийся с ним.Вместо четкой планировки сада во французском стиле – рукотворная имитация живой, нетронутой природы в саду пейзажном, английском. "Пейзажная революция" XVIII столетия начиналась в Англии, где метафизика природы инеобходимость украсить огромные овечьи пастбища соединились с "анти-Версальскими"настроениями - враждебная Франция стала восприниматься не в качестве законодателяхмоды, а как оплот тирании. Поместье, в котором место привычного густого парка занялизеленые холмы, купы деревьев и живые сцены, подобные театральным, вскоре сталопритягательным образцом для всей Европы. На выставке представлены виды самых известных ансамблей Англии - виллы Чизик, где Уильям Кент создал первый пейзажный парк, садов Кью с их экзотическими павильонами, шумного парка Сент-Джеймс,грандиозного пейзажа Стоу.

Первой сдалась Франция - пока ее теоретики обвиняли англичан в том, что те позаимствовали свой стиль у китайцев, пейзажный парк появляется в Версале и становится любимым приютом Марии-Антуанетты. Английская система во Франции соединяется с философией возврата к природе, которую исповедовал Руссо, появляются поэтические парки, такие как Эрменонвиль, и театральные, подобные Монсо. В том же зале зрители впервые за долгое время увидят мировой уникум - объемную фигуру Жана-Жака Руссо, украшавшую библиотеку в Архангельском. Великолепные ансамбли появляются в Германии, Италии, Польше (представлены виды парков Верлица, Вильхельмсхойе, Веймара, пригородов Вены, варшавского парка Лазенки), а с воцарением Екатерины II пейзажный стиль приходит и в Россию.

В 1772 году императрица писала Вольтеру: «В настоящее время я люблю до сумасшествия английские сады, кривые линии, нежные скаты, пруды наподобие озерков и резкоопределенные береговые очертания, и питаю глубочайшее отвращение к линиям прямым, похожим друг на друга. Я ненавижу фонтаны за ту пытку, которой они подвергают воду, заставляя ее следовать направлению, противному ее естественному течению <...> – одним словом, англомания овладела моею плантоманиею». О степени увлеченности императрицы новыми веяниями в садово-парковом искусстве говорит выполненная ею рукописная копия трактата Томаса Вейтли и принадлежавшее ей собрание английских гравюр с видами парков - они также будут представлены на выставке. В одном из залов можно увидеть виды и планы парка Царицыно, еще одной екатерининской усадьбы.

Выставка построена как путешествие по странам и эпохам - парки Европы, разделы о Царском Селе, Павловске и Гатчине, о больших и малых русских усадьбах. В начале XIXвека, с наступлением романтической эпохи, искусство создания сада превращается вкультуру оформления больших ландшафтов. На выставке представлены виды Петергофа времени Николая I, когда регулярный ансамбль с его фонтанами был дополнен парками и озерами. Среди экспонатов выставки - виды скальных парков Софиевка и Монрепо, подмосковных Кузьминок, пейзажи курортов Кавказа и Крыма, развитие которых также началось в эпоху романтизма. Раздел "Человек в саду" посвящен жизни, досугу и работена лоне пейзажного парка. Здесь присутствуют "садовые" женские портреты Христинека и Боровиковского, обманка Федора Толстого, пейзаж-сюрприз усадьбы Шаблыкино, где портрет хозяина виден среди облаков, трогательные изображения цветов из альбома Илинских.

Пейзажный парк представляет собой театр природы, бесконечное разнообразие видов и настроений. Выставку открывают гравюры Хамфри Рептона и Германа фон Пюклер-Мускау, в которых садовый вид прикрыт клапанами - сцену можно видеть в двух вариантах. Подобные "двери в пейзаж" служат и входом на экспозицию. Особый зал посвящен художественным средствам садового искусства - способам создания пейзажной картины, характеру деревьев, типам павильонов, отражению сада в искусстве и литературе.

На выставке будут представлены произведения различных видов и техник - живопись,гравюра и рисунок, скульптура (в том числе мраморные кентавры из Останкина и мопс с Виноградных ворот в Царицыне), фарфор и эмаль, нумизматика, модели павильонов, бронзовые часы и полупрозрачные экраны-миракли. Историю создания выдающихся парков иллюстрируют автографы Екатерины II, Александра I, прусского короля Фридриха Вильгельма IV, английского садовника Уильяма Гульда. Зритель увидит работы Жана Фрагонара и Юбера Робера, Андрея Штакеншнейдера и Андрея Воронихина, графические листы, созданные поэтами Саломоном Гесснером и Василием Жуковским.

Среди уникальных экспонатов - виды парка в Богородицке из альбома Андрея и Павла Болотовых (представлены Государственным Историческим музеем после реставрации), книга Хиршфельда "Теория садового искусства" с заметками и рисунками Николая Львова, виды Петергофа, Царского Села и Павловска на тарелках "Бабигонского сервиза", картины Жана Делабарта с пейзажами Царского Села, планы Павловска в листах изимператорского альбома, виды усадьбы Надеждино, представленные в трех вариантах - живопись, гравюра и подготовительный рисунок.

На выставке около 350 экспонатов, предоставленных двадцатью российскими музеями,библиотеками и архивами. Их дополняют видеофильмы, посвященные знаменитым паркам, и электронные альбомы с садовой графикой. К выставке подготовлен богато иллюстрированный альбом-каталог. В период ее работы состоится культурная и концертная программа, а также научно-практическая конференция, посвященная вопросам истории пейзажных парков и проблемам их реставрации.

Куратор выставки — Борис Соколов, доктор искусствоведения, профессор факультетаистории искусства РГГУ, администратор интернет-портала "Сады ивремя" ( www.gardenhistory.ru )

Выставка «Садовый спектакль. Искусство пейзажного парка в Европе и России». 17 апреля — 13 июля 2017 Музей-заповедник «Царицыно», Хлебный дом: Дольская, 1, м «Царицыно», «Орехово»

Аккредитация и дополнительная информация:пресс-служба музея-заповедника «Царицыно» Наталья Аредова +7 (915) 108-30-31, n.aredova@tsaritsyno.net Елена Гришина +7 (926) 051-73-15, alengris@gmail.com



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц