02.02.2018

11-13.10.2018 СУДЬБЫ АБСТРАКТНОГО ЭКСПРЕССИОНИЗМА. Международная научная конференция

международная научная конференция

СУДЬБЫ АБСТРАКТНОГО ЭКСПРЕССИОНИЗМА

К 100-летию со дня рождения Ги де Монлора (1918–1977)

Логотип РГГУ

 

Место проведения конференции:

Факультет истории искусства,

Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ, Москва, Россия)

 

Даты проведения конференции: 11, 12, 13 октября 2018

Адрес: Миусская площадь, 6

125993 Москва, Россия

URL: http://www.rggu.ru ; http://fii.rsuh.ru/

Организаторы:

- Кафедра Теории и истории искусства (РГГУ, Москва, Россия)

- Кафедра Кино и современного искусства (РГГУ, Москва, Россия)

Соорганизаторы:

- Союз художников Азии во Франции (Париж, Франция)

Оргкомитет конференции:

- Лиманская Людмила Юрьевна, д.искусств., проф., зав. каф. теории и истории искусства (РГГУ, Москва, Россия)

- Колотаев Владимир Алексеевич, д.филол.н., проф., декан факультета истории искусства, зав. каф. кино и современного искусства (РГГУ, Москва, Россия)

- Марков Александр Викторович, д.филол.н., проф. каф. кино и современного искусства, зам. декана по науч. работе (РГГУ, Москва, Россия)

- Чудецкая Анна Юрьевна, к.искусств., в.н.с. отдела личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина; ст. преп. каф. теории и истории искусства РГГУ (Москва, Россия)

- Автономова Н.Б. .искусств., зав. отделом личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина (Москва, Россия)

- Хрипкова Елена Авенировна, к.искусств., доцент каф. теории и истории искусства (РГГУ, Москва, Россия)

- Загидуллина Марина Викторовна, д.филол.н., проф. каф. журналистики и массовых коммуникаций (Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия)

- Дейнека Эвелина Александровна, к.мед.н., докторант, сотрудник лаборатории «Литература, Истории, Эстетика» (Университет Париж 8 Винсенн – Сен-Дени, Париж, Франция)

- де Монлор Жорж, владелец частной коллекции произведений Ги де Монлора, представитель семьи художника (Монпелье, Франция)

- Хе Юонг, президент ассоциации (Союз художников Азии во Франции, Париж, Франция)

- Блёсс Жорж, доктор эстетики и искусствоведения, заслуженный проф. Университета Париж 8 Винсенн – Сен-Дени, независимый исследователь (Париж, Франция)

 

Абстракция и экспрессия – казалось бы, столь же диаметральные понятия, как логическое и образное мышление. Неслучайно такая внутренне противоречивая, диссонантно-гармоничная художественная форма, как «абстрактный экспрессионизм», зародившаяся на закате немецкого экспрессионизма 1920-х годов, находит продолжение в творчестве мастера живописного контрапункта, Василия Кандинского. Дальнейшие судьбы этого направления в Европе в 1940-х годах тесно связаны с психоаналитической концепцией «автоматического письма» теоретика французского сюрреализма Андре Бретона. В послевоенные годы в США абстрактный экспрессионизм становится орудием «холодной войны» в борьбе с советским соцреализмом, символом творческих проявлений «свободы личности». В 1950-1980-х годах в СССР он закономерно воспринимается как протестное, «неофициальное» искусство. Начиная с 1970-х годов, после окончания войн в Корее и во Вьетнаме, абстрактный экспрессионизм продолжает свое триумфальное шествие на Восток, вплоть до современных – уже канонизированных – направлений абстракционизма Шанхайской и Пекинской школ китайской живописи. С момента своего возникновения абстрактный экспрессионизм неустанно балансирует на грани между чистой абстракцией и элементами фигуративности, между полной беспредметностью и смутными очертаниями образов реальности. Главный принцип экспрессионизма и центральный момент учения Василия Кандинского – изображение «внутренней необходимости», а не объектов окружающего мира, – здесь, в конечном счете, оказывается возведенным в абсолют. Ги де Монлор (1918–1977) – французский художник-экспрессионист и легендарный участник движения французского Сопротивления (см. биографию и картины художника на сайте, в Википедии, в виртуальном музее). Его живопись, подобно призме, преломляет экспериментальные искания европейских художников первой трети XX века, атмосферу Второй мировой войны во Франции, дух американских послевоенных художественных школ. В зеркале его работ мы предлагаем рассмотреть следующие темы:

*пути развития экспрессионизма в странах Запада и Востока, на американском континенте, в Европе, в Азии, в республиках СССР и в современной России; *связи и взаимовлияния направлений экспрессионизма и абстракционизма; *экспрессионизм и абстракционизм в поисках духовного откровения: символическое, мистическое, апокалиптическое, профетическое в абстракционизме, экспрессионизме и их отдельных формах; *экспрессионизм и сюрреализм как два способа работы с подсознательным; *теоретические дискуссии о месте и назначении абстрактного искусства; *роль учения В.В. Кандинского “О духовном в искусстве” в развитии мирового абстракционизма; *творческие искания художников-абстракционистов поколения Ги де Монлора; *экзистенциальные измерения экспрессионизма и абстрактного искусства; *“психосоматика” живописи – и шире – творческого опыта;

*война в творческой биографии Ги де Монлора и других художников: философия травмы и самопреодоления, живопись как воплощение темы войны, место памяти и способ забвения; *специфика восприятия произведений абстрактного экспрессионизма, рецепция в художественной критике и место в истории искусств; *прошлое обогащает современность: медиаэстетика в контексте абстрактного искусства и прикладных разработок в области дизайна, рекламы, в свете экспериментов с цветом, формами и фактурой; *взаимовлияние рыночной конъюнктуры и психологии творчества в искусстве: самоизоляция, уход из публичного пространства, особенности “искусства ради искусства”; *индивидуальный опыт Ги де Монлора и параллели с судьбами других художников: прагматика рынка и поэтика вдохновения, этика самовыражения.

Круг рассматриваемых тем и вопросов может быть расширен. Рабочие языки конференции: английский, русский, французский. Презентация Power Point: на англ.яз.

В ходе конференции пройдет выставка работ художника и круглый стол, посвященный картинам, представленным на этой выставке. По итогам конференции планируется выпуск коллективной монографии, посвященной столетию художника. Текст монографии будет размещен в РИНЦ, обсуждается вопрос о возможном переводе книги на английский и французский языки. 3-5 апреля 2019 года во Франции (один из дней – в бывшей мастерской художника близ Лизьё) пройдет вторая часть конференции, приуроченная к празднованиям 75-летия высадки союзнических войск в Нормандии. Информационное письмо о второй части конференции будет разослано в октябре 2018 года. Заявки с указанием ФИО, должности, ученой степени и звания (при их наличии), темы доклада, краткой аннотации на англ., рус. или фр. (до 1000 символов с пробелами) и электронного адреса просьба присылать по адресу оргкомитета конференции: guydemontlaur@yandex.ru в срок до 30 апреля 2018. Оргвзнос не предусмотрен.

Информационное письмо с формой заявки  для участия в конференции: рус., eng., fra



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц