Петров Арсений Сергеевич - кандидат искусствоведения, доцент

Специализируется на изучении древнерусского и византийского искусства.

 

Закончил отделение истории искусства МГУ им. М.В. Ломоносова в 2004 году. Здесь же в 2008 г. под руководством Э.С. Смирновой защитил кандидатскую диссертацию на тему «Древнерусские шитые пелены под иконы. XV–XVI вв. Типология, функция, иконография».

В 2003–2004 гг. работал младшим научным сотрудником в отделе истории и теории реставрации Государственного научно-исследовательского института реставрации. В 2008–2009 гг. – в Московской службе по сохранению культурных ценностей. С 2009 по 2013 г. научный сотрудник Музеев Московского Кремля.

Преподает на кафедре всеобщей истории искусств факультета истории искусства с 2013 г. Читает курс «Основы искусства средневековой Руси» (совместно с Н.В. Квливидзе) и др.

 

Публикации (представлены на сайте https://rsuh.academia.edu/ArseniyPetrov):

  • Утраченное царское моленное место Благовещенского собора Московского Кремля // Московский Кремль в XVI веке. М., 2014 (в печати).
  • Ткань с шитым образом Вознесения из погребения кочевника в Калмыкии: проблемы атрибуции // Российская археология. М., 2014 (в печати)
  • Иконы царского моленного места Благовещенского собора Московского Кремля // Московский Кремль в государственной жизни России. Четыре столетия истории. Тезисы докладов юбилейной научной конференции. 31 октября – 1 ноября 2013 года. М., 2013. С. 51–53.
  • Омофор (Кат. № 102) // Византийские древности. Произведения искусства IV–XV веков в собрании Музеев Московского Кремля // Отв. ред.-сост. И.А. Стерлигова. М., 2013. (То же на англ. языке.)
  • Три новгородские пелены из мастерской Варвары Пешковой // Страницы истории отечественной культуры. К 75-летию Л.Д. Лихачевой [Альманах. Вып. 364]. СПб., 2012. С. 3742.
  • Пучежская плащаница 1441 года и новгородское шитьё времени архиепископа Евфимия II // Новгород и Новгородская земля. Искусство и реставрация / Науч. ред. Т.Ю. Царевская. Великий Новгород, 2012. Вып. 4.

 

  • Группа памятников новгородского шитья середины XVI в. К вопросу об атрибуции вышивок «мастерской Настасьи Овиновой» // Гос. историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Материалы и исследования. М., 2012. Вып. 21.
  • Перевод с франц.: Фролов А. Ποδέα. Декоративная ткань в византийской церкви // Церковное шитьё в Древней Руси / Ред.-сост. Э.С. Смирнова. М., 2010. С. 265–282.
  • Иконографическая программа пелен Софьи Палеолог и Соломонии Сабуровой и их место в убранстве Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря // Церковное шитьё в Древней Руси / Ред.-сост. Э.С. Смирнова. М., 2010. С. 236–242.
  • Шитый образ под иконой. Изображения на подвесных пеленах // Церковное шитьё в Древней Руси. / Ред.-сост. Э.С. Смирнова. М., 2010. С. 69–81.
  • Византийская вышивка из Урбино. К вопросу о предназначении памятника // Убрус. Вып. 12. СПб., 2009. С. 1–5.
  • Древнерусское шитьё: подвесные напрестольные пелены. Опыт атрибуции // Лазаревские чтения. Искусство Византии, Древней Руси, Западной Европы. Материалы научной конференции 2009. М.: Изд-во МГУ, 2009. С. 212–230.
  • Евангельские пелены // Покров: сборник научных статей. / Под ред. В.Б. Казариной. СПб., 2008. Вып. 4. С. 40–44.
  • Древнерусские шитые пелены под иконы. XV – XVI вв. Типология, функция, иконография. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. М., 2008.
  • Изображения подвесных пелен в византийском искусстве // Убрус. СПб., 2008. Вып. 9–10. С. 3–8.
  • Podea: the Embroidery Image under the Icon and Its Function in Byzantine and Medieval Russian Churches // Proceedings of the 21st International Congress of Byzantine Studies. London, 21–26 August, 2006. Vol. III. London, 2006. Pp. 311–312.