Печёнкин Илья Евгеньевич - кандидат искусствоведения, доцент

  

Фото ©Евгения Боярская

 

Кандидат искусствоведения, доцент, ст. научный сотрудник НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (филиал ЦНИИП Минстроя России).

Сфера интересов. История русской и зарубежной архитектуры XIX века (1830-1910-х гг.), национально-романтическое направление в искусстве историзма, становление историко-архитектурной науки в XIX веке, архитектура и технический прогресс, архитектура и градостроительство в культурном контексте рубежа XIX–XX веков.

Курсы, читаемые в РГГУ:

  • Описание и анализ памятников объёмно-пространственного искусства. Курс для студентов направления "История искусств", направленный на формирование представлений о материалах, техниках и выразительных средствах архитектуры и скульптуры, а также базовых навыков их интерпретации с точки зрения формы.
  • Архитектура XX--XXI вв. Спецкурс адресован студентам, обучающимся по профилю "Кураторство художественных проектов", и посвящён проблемам архитектуры и градостроительства от историзма до современного деконструктивизма и от первых шагов урбанизации до актуальных подходов к осмыслению городского пространства. 
  • Русское искусство 18 века. Курс, рассчитанный на студентов, обучающихся по направлениям «Дизайн» и «Музеология», имеет целью формирование у слушателей багажа знаний, достаточного для осуществления профессиональной деятельности в указанных областях. Студенты получают представление о хронологии событий истории русского искусства, его стилях и направлениях, выдающихся художниках, архитекторах.
  • История русского искусства: 17-18 вв. Курс направлен на формирование историко-теоретической эрудиции у студентов, обучающихся по направлению «Дизайн» (специалитет). Особый акцент при подаче лекционного материала делается на вопросах совершенствования материально-технической стороны искусства в России указанного периода и вопросах стиля.
  • Основы русского искусства 18 века. Курс, адресованный студентам-искусствоведам очно-заочной формы обучения, а также студентам УНЦ «Высшая школа реставрации», направлен на формирование у слушателей представления о периодизации, главных событиях, памятниках и мастерах отечественного изобразительного искусства и архитектуры.
  • Русское искусство 18-19 вв. Курс читается студентам, обучающимся по направлению «Искусствоведение», и представляет собой систематическое изложение событий и фактов истории отечественного изобразительного искусства Нового времени (от Петровских преобразований до начала ХХ столетия). Основное внимание уделяется процессу европеизации русского художественного сознания, постепенного освоения им жанрово-тематического и технического арсенала, свойственного западному искусству, а затем – проблеме соотношения «своего» и «чужого», формированию черт самобытности в интерпретации европейских по происхождению стилевых формул и идейно-художественных течений (русский классицизм, русский романтизм и т.д.). Программа курса включает как лекционные, так и семинарские занятия.    
  • Русское искусство 19-20 вв. Курс адресован студентам, обучающимся по направлению подготовки «Искусствоведение», и посвящён рассмотрению отечественного художественного процесса в широком культурном контексте. Живопись, скульптура, графика и архитектура предстают в неразрывной связи с историческими реалиями, отражая динамику их изменения на протяжении двух столетий. Не менее половины учебных часов отведено семинарским занятиям, целью которых является углублённое знакомство учащихся с научной историографией русского искусства XIX–XX вв.
  • Избранные публикации:   

    • Сергей Соловьёв (в серии «Архитектурное наследие России»): Альбом-монография. М., 2012.—227 с., илл.
    • Академик архитектуры Сергей Устинович Соловьёв - зодчий и реставратор эпохи историзма // Покровский собор в истории и культуре России: Материалы научной конференции, посвящённой 450-летию Покровского собора (12-14 октября 2011 г., Москва) / Отв. ред. Л.И. Лифшиц. М., 2013. С. 57-71.
    • Московская архитектурная жизнь середины XIX века в критических публикациях Н.В. Дмитриева (1822 - 1866) // Архитектурное наследство / Отв. ред. И.А.Бондаренко. Вып. 52. М., 2010. С. 263-269  (в соавторстве с Л.В. Сайгиной).
    • Московский архитектор Н.С. Курдюков: портрет на фоне эпохи // Архитектурное наследство / Отв. ред. И.А.Бондаренко. Вып. 55. М., 2011. С. 306-316 (в соавторстве с Л.В. Сайгиной).
    • Некоторые аспекты символизма в архитектуре московского модерна // Символизм и модерн - феномены европейской культуры / Отв. ред. И.Е.Светлов. М., 2008. С. 312-325.
    • Регламентация и свобода в архитектурной политике Александра III // Архитектурно-градостроительный процесс: Регламентации и свобода / Отв. ред. И.А. Бондаренко. М., 2013. С. 296-320.
    • Символизм и русская сакральная архитектура начала ХХ века: аспекты сближения // Дух символизма. Русское и западноевропейское искусство в контексте эпохи конца XIX—начала ХХ века / Ред.-сост. М.В. Нащокина. М., 2012. С. 329-354.
    • Строгановская школа и русская историко-архитектурная наука конца XIX—начала XX в. // Академик Императорской Академии художеств Николай Васильевич Глоба в Строгановском училище / Отв. ред. и сост. Т.Л. Астраханцева. М., 2012. С. 93-103.
    • Русское искусство XIX века: Учебное пособие. М., 2012. --  360 с., илл.

    Связаться: rusart.rsuh@gmail.com

    Также см.:

    профиль на сайте НИИТИАГ 

    блог Архитектура девятнадцатого века. И кроме того