Русинова Ольга Евгеньевна - кандидат искусствоведения, ст. преподаватель

Кандидат искусствоведения.

Круг профессиональных интересов: искусство Иберийского региона, искусство Бразилии колониального периода, городская монументальная скульптура, анимационное кино, методология искусствознания и так далее

Членство в ассоциациях:

  • Ассоциация искусствоведов (AIS-AICA);
  • Общество исследователей XVIII века (SSECS);
  • Ассоциация португалистов России (член Президиума);
  • Международное научное общество сравнительного изучения иберийской и славянской культуры CompaRes (участник-организатор общества);

 

В РГГУ читает спецкурсы:

Искусство Португалии (От искусства Португалии к португальскому искусству)

Искусство Португалии долгое время оставалось у нас совершенно неизвестным. Внимание на него обратили сравнительно недавно, и сейчас именно эта область искусствознания оказалась удивительно актуальной. Искусство Португалии принадлежит к пограничным явлениям, где объединились Восток и Запад, традиции Средиземного моря и Северной Европы. На лекциях и семинарах обсуждаются различные грани интереснейшего процесса – становления португальского искусства, история которого складывается из сочетания и взаимодействия художественных элементов, принесенных извне. Занятия сопровождаются разнообразным визуальным материалом и уникальными иллюстрациями.

Искусство Бразилии

Изобразительное искусство Бразилии в его современном виде основано на европейских, африканских и отчасти индейских источниках. В начале своей относительно короткой истории (всего пять столетий) это искусство медленно формировалось на периферии известных мэйнстримов, но уже в ХХ веке художники и архитекторы Бразилии заявили о себе в мировом масштабе, а в последние десятилетия работы бразильских мастеров открывают новые возможности искусства - даже на фоне общей «усталости постмодерна».

В курсе лекций по искусству Бразилии речь пойдет о его зарождении и становлении в колониальный период, а также говорить о его необычайных проявлениях в ХХ столетии и в наше время. Чтобы понять особенности национального искусства, нам предстоит соотнести его как с европейским, так и с латиноамериканским контекстом, что, в конечном счете, представит его как целостный феномен.

Краткая история искусства португалоязычного мира

В курсе рассматриваются проблемы «метисного» искусства в колониальный и пост-колониальный период. В ходе занятий мы анализируем памятники искусства XVI-XIX вв., сохранившиеся на территории Африки, Индии, Японии и Бразилии, которые, при всех различиях, представляют образцы европейской традиции в абсолютно инокультурной среде. Отчасти мы затронем вопрос о возвратном влиянии экзотических образцов на художественное воображение европейцев. Применительно к искусству XIX-XX вв. и современности речь пойдет о различных формах, в которых выражается противодействие давлению извне и о процессах отбора и селекции в национальных искусствах.

 

Некоторые выступления (за последние 5 лет)

  1. A museum of water: Technologies of information in the 21st century. – ESEH International Conference. - Munich, 2013
  2. Ранняя португальская колониальная архитектура (XVI в.) - Международная Сервантесовская конференция. – ИРЛИ-СПбГУ, май 2013
  3. Бразилия Альберта Экхаута. – СПб, ИЖСА им.И.Е.Репина, 2013
  4. Портрет Царедворца. Международная Сервантесовская конференция. – ИРЛИ, май 2012
  5. Идеологические источники реконструкции Праса ду Комерсиу в Лиссабоне. – Международный конгресс к 50-летию ИЛА РАН. – М., РАН, июнь 2011 \\ Conferencia internacional dedicada al 50 Aniversario del ILA (Institute of Latin America of Russian Academy of Sciences) Iberoamérica y la formación del mundo policéntrico.
  6. Географическая история искусства как контекст искусства Португалии. – СПб, ИЖСА им.И.Е.Репина, 2011
  7. 1918. The Russian Season in Lisbon, or Republic and Aesthetics (co-author: M.Mazniak). Presentation. – IV International Conference of Iberian-Slavonic Studies. University of Lisbon, 2010
  8. Заметки на полях советского искусствознания. Д.Лебит – исследователь творчества Э.-М.Фальконе. –СПб, ИЖСА им.И.Е.Репина, 2010
  9. Катастрофы и памятники. Лиссабон, 1755. – Открытый исследовательский семинар. Европейский Университет в СПб, 2009
  10. Цитата, или Утраченный оптимизм.- «Scientia artis. Наука искусства: Цитата, реплика, заимствование...». - III научно-практическая конференция СПб ГУКИ. СПб, 2009
  11. Португальские трактаты по искусству (XVIII в.). - Материалы научной конференции «Академия и академии», посвященной 250-летию РАХ. - СПб, Росс.Ак. Худ., 2009
  12. Image of happy nation in official neoclassical architecture of Lisbon and St.-Petersburg.- Presentation. - Iberian and Slavonic Cultures: Contact and Comparison. Lisbon, 2009

Публикации

  1. Монография «Образец для подражания. Этьен-Морис Фальконе, скульптура и литература». СПб., ЕУ Пресс, 2012
  2. «Два искусства» Машаду де Каштру. \\Древняя и Новая Романия :  Вып.11 : Актуальные проблемы Лузофонии «Serta Lusitanica» : Межвуз.сб. / под ред. М.А.Марусенко. –  СПб. : Филологический факультет СПбГУ, 2013.
  3. Машаду де Каштру, скульптор португальского короля.\\Проблемы ибероамериканского искусства. Сборник статей. Вып. 3 / Отв. ред. Ю.Н. Гирин. – М. : Государственный институт искусствознания, 2013.
  4. 1775. Статуя короля и португальская Мельпомена. \\Магия литературного сюжета. Проблемы интерпретации в изобразительном искусстве [Текст] : сборник статей / Российская акад. художеств, Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразительных искусств ; [редкол.: Е. Д. Федотова (отв. ред. и сост.), М. А. Бусев, В. В. Ванслов]. - Москва : Памятники исторической мысли, 2012.
  5. «Похвальное письмо» Дидро: анализ контекста. – Труды Международной научной конференции  Д.Дидро и эпоха Просвещения. – СПб, РНБ им.Салтыкова-Щедрина, 2012
  6. Э.-М.Фальконе и этика свободных искусств. – Сб. статей : Иностранные мастера в Академии художеств. - М., Гнозис, 2011.
  7. Staging the Hero: 50 years of Memorial Ensembles in St.Petersburg. – In: European Identities. - University Aveeiro, Portugal, 2011. (In print)
  8. Французская академическая школа монументальной скульптуры конца Ancien Régime.- Сб. Французского колледжа в Петербурге. - L'Harmattan, 2010
  9. Проблематика «атрибутов искусства» в графических видах Петербурга.- Научные сборники Гос.Пед.Университета им.А.И.Герцена, 2010
  10. Науч.ред., предисловие (соавт. И.Утехин) к монографии Р.Тавареш. Небольшая книга о Великом землетрясении. - Спб., ЕУ Пресс; 2009
  11. Portugal in RuNet: space of descriptions, space of look (co-author: K.Titaev).- Peripheral Identities: Iberia and Eastern Europe between Dictatorial past and European present. - Chemnitz, 2009
  12. Review : Franhits, Wayne E. (ed.). The Cambridge Companion to Veneer. Cambridge; Cambridge University Press, 2001.- ECCB The Eighteenth Century Current Bibliography. Vol. 27. 2009.
  13. Review: Ziskin, Rochelle. The Place Vendôme. Architecture and Social Mobility in Eighteenth–Century Paris. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. –  ECCB The Eighteenth Century Current Bibliography. Vol. 27. 2009
  14. Французская Королевская академия художеств середины XVII-XVIII веков: к проблеме «искусства» и «ремесла» в скульптуре.- Научные труды СПб ИЖСА им.И.Е.Репина. - СПб, 2009