Хрипкова Елена Авенировна - кандидат искусствоведения, доцент
Елена Авенировна Хрипкова.Член Ассоциации искусствоведов (АИС).
В 1985 г. закончила МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности “Химия” (диплом с отличием). В 2002–2007 гг. закончила факультет истории искусства РГГУ по специальности "Искусствоведение" (диплом с отличием).
В сентябре 2009 – феврале 2010 г. стажировалась в университете Жан Мулен Лион–3, Франция.В 2012 г. защитила диссертацию на тему: «Визуализация сакральных смыслов в иконографической программе базилики Сен-Дени (40 годы XII века)».
Специализация. Христианское искусство с III–VII вв., вопросы формирования христианской образности в контексте развития религиозной доктрины, истоки христианского искусства, становление христианской иконографии, особенности репрезентации евангельских сюжетов в локальных художественных центрах (Рим, Египет, Палестина, Сирия, Равенна и др.), проблема изображения Бога, теофанические и нарративные композиции.
Искусство западноевропейского средневековья, вопросы становления романского и готического стилей во Франции, проблемы и средства визуализации концепций и смыслов христианской доктрины в иконографических программах западноевропейских и византийских памятников, исследования влияния литургии на формирование западноевропейской храмовой декорации IX–XII вв., исследования базилики Сен–Дени аббата Сугерия как переходного памятника, позволяющего вплотную подойти к изучению процессов, обусловивших смену романской парадигмы на готическую.
В РГГУ преподает курсы:
Авторский спецкурс «Иконография раннего христианства и памятники Святой Земли» для студентов, обучающихся по специальности «Искусствоведение».
Курс предназначен для студентов 3 курса факультета истории искусства, но может быть включен в качестве спецкурса и в учебный план студентов-искусствоведов других курсов. Кроме того, материал курса может представлять интерес также для студентов историков и религиоведов.
Предмет изучения данного курса – история развития изобразительного искусства в эпоху становления христианской религии на территориях находившихся под властью Рима, а в дальнейшем под властью Римской и Византийской империй, история и современное состояние важнейших памятников Иерусалима, Вифлиема и Назарета, непосредственно связанных с евангельской легендой, которая составляет основу последующего развития христианской иконографии как западной, так и восточной.
Материал данного курса включает изучение объектов раннехристианского искусства на различных этапах его развития, от объектов, связанных с погребальной практикой ранних христианских общин, до архитектуры и системы декорации храмовых сооружений обширной христианской империи. Серьезное внимание при этом уделяется вопросам истории становления христианской религии, связи развития искусства с формированием и развитием христианской церкви и ее основополагающих догматов, а также вопросам влияний позднеантичного языческого искусства на развитие художественных форм и иконографических тем и сюжетов искусства палеохристианского. Также в рамках курса предполагается знакомство с основными хронологическими этапами формирования и развития искусства эпохи становления христианской церкви, общими тенденциями и направлениями развития искусства и культуры. Специфической особенностью курса является параллельное рассмотрение истории и современного состояния памятников, находящихся на территории Святой Земли, и соответствующих тем христианской иконографии, связанных с местами евангельских событий. При этом особое внимание уделяется изучению региональных особенностей представления указанных иконографических тем и сюжетов, характерных для локальных художественных школ.
Курс «Искусство Западной Европы в Средние века» рассматривает историю архитектуры и изобразительного искусства западноевропейского Средневековья, которые одновременно являются важнейшими источниками для различного рода исторических и искусствоведческих научных исследований, связанных с изучением средневековой религиозной картины мира и отражают основные этапы культурной истории Европы. Духовные ориентиры этой эпохи, которые были установлены и определены с помощью религиозного искусства, богословской литературы того времени, подвижнических подвигов ее почитаемых святых, культурной и образовательной миссии ее монастырей, составляют, быть может, важнейший позитивный стержень западной христианской цивилизации.
В рамках этого курса предметом изучения становятся вопросы, связанные со становлением христианского искусства, возникновением и развитием важнейших художественных стилей средневековой культуры – романского и готического, как феноменов, выражающих определенную стадию развития западноевропейской христианской цивилизации. Рассматриваются подходы к анализу памятников западноевропейского средневековья, источники и труды по истории искусства западноевропейского средневековья, специфические особенности его развития, связанные с огромным влиянием церкви, теологии, литургического процесса на развитие и формирование художественных стилей, а также основные памятники средневекового христианского искусства Западной Европы, их региональные особенности и типологические характеристики.
Конференции (доклады) последних лет
- «Символические функции витражей в сакральном пространстве готического собора» / Первые Даниловские чтения.Проблемы средневекового искусства. РГГУ, 8.04.2014.
- «Евхаристическая трапеза и ее символическая репрезентация в искусстве западноевропейского средневековья.»/ IV Симпозиум памяти Н.Л. Трауберг «Добродетели обеда и философия вина». Образы трапезы в богословии, философии, культуре». Библейско-богословский институт св. апостола Андрея (6.04.2014)
- «Символические функции и иконографическая программа витражных композиций в сакральном пространстве первого готического хора аббата Сугерия» / научно-практическая конференция «Стекло в архитектуре. Архитектура в стекле», Санкт-Петербург 17 марта 2014 г.
- «Репрезентация Евхаристии в иконографической программе западного фасада базилики Сен-Дени XII века.» / XVIII Андреевские чтения, Библейско-богословский институт св. апостола Андрея (14.12.2013)
- «Визуализация сакральных смыслов в иконографической программе аббата Сугерия для базилики Сен-Дени (40-е годы XII в.)» на научно-методическом семинаре, посвященном данной теме, в Библейско-богословском институте апостола Андрея (22.11.2012).
- «Иконографическая программа витражей хора Сугерия, De Administratione и идея консолидации Востока и Запада в проекте базилики Сен-Дени XII века» на второй международной научной конференции"Вопросы всеобщей истории архитектуры», Москва, 01.06.2011 — 02.06.2011, Российская академия архитектуры и строительных наук НИИТИАГ РААСН.
- «Иконографическая программа базилики Сен-Дени XII века как свидетельство духовной жизни эпохи» на Международной научно-практической конференции ««Произведение искусства – документ эпохи», Российская Академия Художеств, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Москва, 2011.
- «Проблема изображения образа Божия и визуализации идеи единства человеческой и божественной природы Христа в иконографической программе базилики Сен–Дени XII века». Доклад на международной научной конф. «Визуальные стратегии в классическом и современном искусстве и методы их исследования», Москва, 1 октября 2010 г. / Рос. гос. гуманитарный ун–т, Фак. истории искусства
- «Особенности визуализации текстов Священного Писания в иконографической программе западного фасада базилики Сен–Дени». Доклад на международной научно–практической конференции Государственного Музея Истории Религии (ГМИР) «Христианская иконография и символика в западноевропейском и русском изобразительном искусстве», Санкт–Петербург. 2009 г.
Избранные публикации:
1. Базилика Сен–Дени аббата Сугерия: Монография.– М.:Изд–во ДПК– Пресс, 2013.–356 с.
2. «Saphirorum materia», типологические витражи аббата Сугерия и его труд «De Administratione». [Электронный ресурс] // Артикульт (Art&Cul). – М.: РГГУ, 2013. №10 – С.. 75– – 90 URL: http:// http://articult.rsuh.ru/binary/2629739_18.1382995192.05207.pdf.(дата обращения:29.10.2013).
3. Визуализация темы евхаристии в иконографической программе западного фасада базилики Сен–Дени XII века // Вестник Кемеровского государственного университета, 2013, вып. №1 (53) , с. 66–72
4. Аббат Сугерий и его идея единства христианского мира в программе базилики Сен–Дени // Страницы. Богословие. Культура. Образование. Ежеквартальный научно–богословский журнал. – М.: ББИ, 2012, вып.16:3, с.444–453.
5. Визуализация сакральных смыслов в иконографической программе собора Сен–Дени (40–е годы XII века) / Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. – Москва, РГГУ, 2012.
6. Визуализация сакральных смыслов в иконографической программе собора Сен–Дени (40–е годы XII века). /Автореферат дисс. – М. 2012.
7. Иконографическая программа центрального портала западного фасада базилики Сен–Дени XII века: вопросы интерпретации // Этносоциум и межнациональная культура. – М: Международный издательский центр Этносоциум. – 2011. – № 9. – т.41. – С.229–234. (0,4 п.л.)
8. Проблема изображения образа Божия и визуализации идеи единства человеческой и божественной природы Христа в иконографической программе базилики Сен–Дени XII века // Визуальные стратегии в классическом и современном искусстве и методы их исследования: материалы международной научной конф., Москва, 1 октября 2010 г. / Рос. гос. гуманитарный ун–т, Фак. истории искусства; Л.Ю. Лиманская (отв.ред.) – М.: РГГУ, 2011. С.25–34. (0,5 п.л.)
9. Визуализация догматических концепций в иконографиической программе западного фасада базилики Сен–Дени XII века. [Электронный ресурс] // Артикульт (Art&Cul). – М.: РГГУ, 2011. №1. – С.1 – 14. URL: http://articult.rsuh.ru/article.html?id=1555133.(дата обращения:10.02.2012). (0,9 п.л.)
10. Особенности визуализации текстов Священного Писания в иконографической программе западного фасада базилики Сен–Дени. // Христианская иконография и символика в западноевропейском и русском изобразительном искусстве: материалы международной научно–практической конференции Государственного музея истории религии (ГМИР). Санкт–Петербург, апрель, 2009. / Государственный музей истории религии ; [под общ. ред. Б. Аракчеева]. – СПб.: Акционер и К, 2009. – (Труды Государственного музея истории религии. вып.9. С.167–173.). (0,5 п.л.)
11. Слово и Образ: Опыт реконструкции иконографической программы западного фасада базилики Сен–Дени // Вестник РГГУ. – М.: РГГУ – 2009. –№ 15. – С.179 –190. (0,6 п.л.)
12. Аббат Сугерий и проблемы интерпретации иконографической программы базилики Сен–Дени // Проблемы истории искусства и реставрации художественных ценностей глазами студентов и аспирантов: материалы научной конф., Москва, 21–22 апреля 2009 г. / Рос. гос. гуманитарный ун–т, Фак. истории искусства; О.А. Захарова (отв.ред.) – М.: РГГУ, 2009. С.186–192. (0,3 п.л.)
13. Новый подход к интерпретации образов центрального портала западного фасада базилики Сен–Дени // Труды ученых МГПУ. ̶ 2008. ̶ вып.V. ̶ С.230–247. (0,4 п.л.). Совместно с (К.Л. Лукичевой).
14. Авторское право и создание иконографических программ. Анализ некоторых аспектов его использования // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. – М.: 2007. №12. С. 32 – 41. (0,5 п.л.)
15. Общие вопросы изучения готического стиля. Часть1. Географический ареал, временные рамки, периодизация готического стиля и методы его изучения. [Электронный ресурс] // Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры «Русарх», 2008. URL: http://rusarch.ru/khripkova3.htm (дата обращения: 10.02.2012), Православный образовательный портал «СЛОВО»/ ИСКУССТВО/ http://www.portal–slovo.ru/art/35840.php. (2007г.) (1,4 п.л.)
16. Общие вопросы изучения готического стиля. Часть 2. Появление понятия "готика", эволюция отношения к готическому искусству, начало его изучения и направления современных исследований [Электронный ресурс] // Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры «Русарх», 2008. URL:http://www.rusarch.ru/khripkova1.htm (дата обращения: 10.02.2012). (1 п.л.)
17. Базилика Сен–Дени. [Электронный ресурс] // Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры «Русарх», 2011. URL: http://rusarch.ru/khripkova5.htm (дата обращения: 10.02.2012). (1,1 п.л.).
18. Рождение готического стиля в Сен–Дени. Часть 1. Аббат Сугерий и его эпоха. Философско–исторический контекст. Православный образовательный портал «СЛОВО»/ ИСКУССТВО/http://www.portal–slovo.ru/art/35842.php (2007г.)
19. Рождение готического стиля в Сен–Дени. Часть 2. Аббат Сугерий и его эпоха. Философско–исторический контекст. Православный образовательный портал «СЛОВО»/ ИСКУССТВО http://www.portal–slovo.ru/art/35843.php(2007)
20. Монастырь Осиос Лукас – радость монаха и слава Греции, Православный образовательный портал «СЛОВО»/ ИСКУССТВО/ http://www.portal–slovo.ru/art/36145.php(2007); http://rusarch.ru/khripkova2.htm (2008).
21. «Синтетические» композиции в романском искусстве и первая готическая программа аббата Сугерия / Вестник РГГУ, 2014( в печати).
22. Символические функции витражных композиций в сакральном пространстве первого готического хора аббата Сугерия./ Материалы научно-практической конференции «Стекло в архитектуре. Архитектура в стекле», Санкт-Петербург 17 марта 2014 г. ( в печати)
23. Символические интерпретации и функции витражных композиций в сакральном пространстве готического храма. Часть I. СВЕТ.// Этносоциум и межнациональная культура. – М: Международный издательский центр Этносоциум. – в печати
24. Символические интерпретации и функции витражных композиций в сакральном пространстве готического храма. Часть II: ЦВЕТ. // Этносоциум и межнациональная культура. – М: Международный издательский центр Этносоциум. – в печати