Хрипкова Елена Авенировна - кандидат искусствоведения, старший преподаватель

Елена Авенировна Хрипкова.Член Ассоциации искусствоведов (АИС).

 

В 1985 г. закончила МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности “Химия” (диплом с отличием). В 2002–2007 гг. закончила факультет истории искусства РГГУ по специальности "Искусствоведение" (диплом с отличием).

В сентябре 2009 – феврале 2010 г. стажировалась в университете Жан Мулен Лион–3, Франция.В 2012 г. защитила диссертацию на тему: «Визуализация сакральных смыслов в иконографической программе базилики Сен-Дени (40 годы XII века)».

 

Специализация. Христианское искусство с III–VII вв., вопросы формирования христианской образности в контексте развития религиозной доктрины, истоки христианского искусства, становление христианской иконографии, особенности репрезентации евангельских сюжетов в локальных художественных центрах (Рим, Египет, Палестина, Сирия, Равенна и др.), проблема изображения Бога, теофанические и нарративные композиции.

Искусство западноевропейского средневековья, вопросы становления романского и готического стилей во Франции, проблемы и средства визуализации концепций и смыслов христианской доктрины в иконографических программах западноевропейских и византийских памятников, исследования влияния литургии на формирование западноевропейской храмовой декорации IX–XII вв., исследования базилики Сен–Дени аббата Сугерия как переходного памятника, позволяющего вплотную подойти к изучению процессов, обусловивших смену романской парадигмы на готическую.

 

В РГГУ преподает курсы:

Авторский спецкурс «Иконография раннего христианства  и  памятники  Святой Земли»  для студентов, обучающихся по специальности «Искусствоведение».

Курс предназначен для  студентов 3 курса факультета истории искусства, но может быть включен  в качестве спецкурса  и в учебный план студентов-искусствоведов  других курсов. Кроме того, материал курса может представлять интерес также для студентов историков и  религиоведов.

Предмет изучения данного курса – история  развития изобразительного искусства в эпоху становления христианской религии на территориях находившихся под властью Рима, а в дальнейшем под властью Римской  и  Византийской империй,  история и современное  состояние  важнейших памятников   Иерусалима, Вифлиема  и Назарета, непосредственно связанных с евангельской легендой, которая  составляет основу последующего развития  христианской иконографии как западной, так и восточной.    

Материал данного  курса включает изучение  объектов раннехристианского искусства на различных этапах его развития, от  объектов, связанных с погребальной практикой ранних христианских общин, до архитектуры и системы декорации храмовых сооружений обширной христианской империи.   Серьезное внимание при этом уделяется вопросам  истории становления христианской религии,  связи  развития искусства с  формированием  и развитием  христианской церкви и ее основополагающих догматов,  а также вопросам влияний позднеантичного языческого искусства на развитие художественных форм и иконографических тем и сюжетов искусства палеохристианского. Также в рамках курса  предполагается знакомство с основными хронологическими этапами формирования и развития  искусства эпохи становления христианской церкви, общими тенденциями и направлениями развития искусства и культуры. Специфической особенностью курса является параллельное рассмотрение истории и современного состояния памятников, находящихся на территории Святой Земли, и соответствующих тем христианской иконографии, связанных с местами  евангельских событий.  При этом особое внимание уделяется  изучению региональных особенностей представления  указанных иконографических тем и сюжетов, характерных для локальных художественных  школ.

Курс «Искусство Западной Европы в Средние века»  рассматривает историю архитектуры и изобразительного искусства западноевропейского Средневековья, которые одновременно являются важнейшими источниками для различного рода исторических и искусствоведческих научных исследований, связанных с изучением средневековой религиозной картины мира и отражают основные этапы культурной истории Европы. Духовные ориентиры этой эпохи, которые были установлены и определены с помощью  религиозного искусства,   богословской литературы того времени, подвижнических подвигов ее почитаемых святых,  культурной и образовательной миссии  ее монастырей, составляют, быть может, важнейший позитивный стержень западной христианской цивилизации.

В рамках этого курса предметом изучения становятся вопросы, связанные со становлением христианского искусства,   возникновением и развитием важнейших художественных стилей средневековой культуры – романского и готического, как феноменов, выражающих определенную стадию развития западноевропейской христианской цивилизации.  Рассматриваются подходы к  анализу  памятников западноевропейского средневековья, источники и труды по истории искусства западноевропейского средневековья, специфические особенности  его развития, связанные с огромным влиянием  церкви, теологии, литургического процесса на развитие и формирование художественных стилей, а также основные памятники средневекового христианского искусства Западной Европы,  их региональные особенности и типологические  характеристики.

 

Конференции (доклады) последних лет

  • «Символические функции витражей в сакральном пространстве готического  собора» / Первые Даниловские чтения.Проблемы средневекового искусства.  РГГУ, 8.04.2014.
  • «Евхаристическая трапеза и ее символическая репрезентация в искусстве западноевропейского средневековья.»/  IV Симпозиум памяти Н.Л. Трауберг «Добродетели обеда и философия вина». Образы трапезы в богословии, философии, культуре». Библейско-богословский институт св. апостола Андрея (6.04.2014)
  •  «Символические функции и иконографическая программа витражных композиций в сакральном пространстве первого готического хора аббата Сугерия» / научно-практическая конференция «Стекло в архитектуре. Архитектура в стекле», Санкт-Петербург 17 марта 2014 г.
  •  «Репрезентация Евхаристии в иконографической программе западного фасада базилики Сен-Дени XII века.» / XVIII Андреевские чтения, Библейско-богословский институт св. апостола Андрея (14.12.2013)
  •  «Визуализация сакральных смыслов в иконографической программе аббата Сугерия для базилики Сен-Дени (40-е годы XII в.)» на научно-методическом семинаре, посвященном данной теме, в Библейско-богословском институте апостола Андрея (22.11.2012).
  •  «Иконографическая программа витражей хора СугерияDe Administratione и идея консолидации Востока и Запада в проекте базилики Сен-Дени XII века»  на второй международной научной конференции"Вопросы всеобщей истории архитектуры», Москва,  01.06.2011 — 02.06.2011, Российская академия архитектуры и строительных наук НИИТИАГ РААСН. 
  •  «Иконографическая программа базилики Сен-Дени XII века как свидетельство духовной жизни эпохи» на Международной научно-практической конференции  ««Произведение искусства – документ эпохи», Российская Академия Художеств, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Москва,  2011.
  • «Проблема изображения образа Божия и визуализации идеи единства человеческой и божественной природы Христа в иконографической программе базилики Сен–Дени XII века». Доклад на международной научной конф. «Визуальные стратегии в классическом и современном искусстве и методы их исследования», Москва, 1 октября 2010 г. / Рос. гос. гуманитарный ун–т, Фак. истории искусства
  • «Особенности визуализации текстов Священного Писания в иконографической программе западного фасада базилики Сен–Дени». Доклад на международной научно–практической конференции Государственного Музея Истории Религии (ГМИР) «Христианская иконография и символика в западноевропейском и русском изобразительном искусстве», Санкт–Петербург. 2009 г.

Избранные публикации:

1.         Базилика Сен–Дени аббата Сугерия: Монография.– М.:Изд–во ДПК– Пресс, 2013.–356 с.

2.         «Saphirorum materia», типологические витражи аббата Сугерия и его труд «De Administratione». [Электронный ресурс] // Артикульт (Art&Cul). – М.: РГГУ, 2013. №10 – С.. 75– – 90 URL: http:// http://articult.rsuh.ru/binary/2629739_18.1382995192.05207.pdf.(дата обращения:29.10.2013).

3.         Визуализация темы евхаристии в иконографической программе западного фасада базилики Сен–Дени XII века // Вестник Кемеровского государственного университета, 2013, вып. №1 (53) , с. 66–72

4.         Аббат Сугерий и его идея единства христианского мира в программе базилики Сен–Дени // Страницы. Богословие. Культура. Образование. Ежеквартальный научно–богословский журнал. – М.: ББИ, 2012, вып.16:3, с.444–453.

5.         Визуализация сакральных смыслов в иконографической программе собора Сен–Дени (40–е годы XII века) / Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. – Москва, РГГУ, 2012.

6.         Визуализация сакральных смыслов в иконографической программе собора Сен–Дени (40–е годы XII века). /Автореферат дисс. – М. 2012.

7.         Иконографическая программа центрального портала западного фасада базилики Сен–Дени XII века: вопросы интерпретации // Этносоциум и межнациональная культура. – М: Международный издательский центр Этносоциум. – 2011. – № 9. – т.41. – С.229–234. (0,4 п.л.)

8.         Проблема изображения образа Божия и визуализации идеи единства человеческой и божественной природы Христа в иконографической программе базилики Сен–Дени XII века // Визуальные стратегии в классическом и современном искусстве и методы их исследования: материалы международной научной конф., Москва, 1 октября 2010 г. / Рос. гос. гуманитарный ун–т, Фак. истории искусства; Л.Ю. Лиманская (отв.ред.) – М.: РГГУ, 2011. С.25–34. (0,5 п.л.)

9.         Визуализация догматических концепций в иконографиической программе западного фасада базилики Сен–Дени XII века. [Электронный ресурс] // Артикульт (Art&Cul). – М.: РГГУ, 2011. №1. – С.1 – 14. URL: http://articult.rsuh.ru/article.html?id=1555133.(дата обращения:10.02.2012). (0,9 п.л.)

10.       Особенности визуализации текстов Священного Писания в иконографической программе западного фасада базилики Сен–Дени. // Христианская иконография и символика в западноевропейском и русском изобразительном искусстве: материалы международной научно–практической конференции Государственного музея истории религии (ГМИР). Санкт–Петербург, апрель, 2009. / Государственный музей истории религии ; [под общ. ред. Б. Аракчеева]. – СПб.: Акционер и К, 2009. – (Труды Государственного музея истории религии. вып.9. С.167–173.). (0,5 п.л.)

11.       Слово и Образ: Опыт реконструкции иконографической программы западного фасада базилики Сен–Дени // Вестник РГГУ. – М.: РГГУ – 2009. –№ 15. – С.179 –190. (0,6 п.л.)

12.       Аббат Сугерий и проблемы интерпретации иконографической программы базилики Сен–Дени // Проблемы истории искусства и реставрации художественных ценностей глазами студентов и аспирантов: материалы научной конф., Москва, 21–22 апреля 2009 г. / Рос. гос. гуманитарный ун–т, Фак. истории искусства; О.А. Захарова (отв.ред.) – М.: РГГУ, 2009. С.186–192. (0,3 п.л.)

13.       Новый подход к интерпретации образов центрального портала западного фасада базилики Сен–Дени // Труды ученых МГПУ. ̶ 2008.  ̶ вып.V.  ̶ С.230–247. (0,4 п.л.). Совместно с (К.Л. Лукичевой).

14.       Авторское право и создание иконографических программ. Анализ некоторых аспектов его использования // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. – М.: 2007. №12. С. 32 – 41. (0,5 п.л.)

15.       Общие вопросы изучения готического стиля. Часть1. Географический ареал, временные рамки, периодизация готического стиля и методы его изучения. [Электронный ресурс] // Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры «Русарх», 2008. URL: http://rusarch.ru/khripkova3.htm (дата обращения: 10.02.2012), Православный образовательный портал «СЛОВО»/ ИСКУССТВО/ http://www.portal–slovo.ru/art/35840.php. (2007г.) (1,4 п.л.)

16.       Общие вопросы изучения готического стиля. Часть 2. Появление понятия "готика", эволюция отношения к готическому искусству, начало его изучения и направления современных исследований [Электронный ресурс] // Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры «Русарх», 2008. URL:http://www.rusarch.ru/khripkova1.htm (дата обращения: 10.02.2012). (1 п.л.)

17.       Базилика Сен–Дени. [Электронный ресурс] // Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры «Русарх», 2011. URL: http://rusarch.ru/khripkova5.htm (дата обращения: 10.02.2012). (1,1 п.л.).

18.       Рождение готического стиля в Сен–Дени. Часть 1. Аббат Сугерий и его эпоха. Философско–исторический контекст. Православный образовательный портал «СЛОВО»/ ИСКУССТВО/http://www.portal–slovo.ru/art/35842.php (2007г.)

19.       Рождение готического стиля в Сен–Дени. Часть 2. Аббат Сугерий и его эпоха. Философско–исторический контекст. Православный образовательный портал «СЛОВО»/ ИСКУССТВО http://www.portal–slovo.ru/art/35843.php(2007)

20.       Монастырь Осиос Лукас – радость монаха и слава Греции, Православный образовательный портал «СЛОВО»/ ИСКУССТВО/ http://www.portal–slovo.ru/art/36145.php(2007); http://rusarch.ru/khripkova2.htm (2008).

21.       «Синтетические» композиции в романском искусстве и  первая готическая программа аббата Сугерия / Вестник РГГУ, 2014( в печати).

22.       Символические функции  витражных композиций в сакральном пространстве первого готического хора аббата Сугерия./ Материалы научно-практической конференции «Стекло в архитектуре. Архитектура в стекле», Санкт-Петербург 17 марта  2014 г. ( в печати)

23.       Символические интерпретации и функции витражных композиций в сакральном пространстве готического храма. Часть I. СВЕТ.// Этносоциум и межнациональная культура. – М: Международный издательский центр Этносоциум. – в печати

24.       Символические интерпретации и функции витражных композиций в сакральном пространстве готического храма. Часть II: ЦВЕТ. // Этносоциум и межнациональная культура. – М: Международный издательский центр Этносоциум. – в печати