Рекомендуемые темы выпускных квалификационных и курсовых работ

Рекомендуемые темы курсовых и выпускных квалификационных работ

по кафедре Теории и истории искусства

 

Теория и история искусства  Востока

 рук.  Доц. Баторова Елена Александровна

1. Средневековые иллюстрации к «Макамат» аль Харири в трактовке школ Ирака, Сирии и Египта.

2. Цикл «Времена года» в декоративной живописи Японии 16-18 веков.

3. Иконография божества милосердия - Гуаньинь и Каннон в искусстве Китая и Японии.

4. Флоральный мотив в декоративно-прикладном искусстве средневековой Японии.

5. Стилистическое своеобразие гробничного искусства династии Хань.

6. Стилистические особенности иранской керамики 11-14 веков.

 

Теория и история искусства  Древнего мира.

рук доц. О.А. Кифишина

1.Образы вавилонских богов в системе декора кадурру/ нару.

2.Система декора царского дворца в новоассирийский период.

3.Образ Александра Македонского в античном искусстве.

4.Египетский скульптурный портрет эпохи Птолемеев.

5.Идеологическая концепция  в позднем эллинистическом портрете.

6.Поздний фаюмский портрет: проблемы классификации.

 

 

Теория и история искусства  Античности

Рук. Проф. Савостина Елена Анатольевна

1. Изображение подвигов Геракла в римских мозаиках. Проблемы иконографии и стиля.

2. Мозаики Пеллы: особенности фигуративных композиций и растительного декора.

3. Художественный образ храма Афины Ники (Акрополя Афин). Проблемы реконструкции и история реставрации.

4. Образ танцовщицы в пластике эллинизма.

5. Образ танцора в греческой вазописи.

 

Теория и история   декоративно-прикладного искусства 

Рук. Доц. Долгих Елена Владимировна

Примерные темы дипломных работ

1.Художественные особенности ювелирного искусства Древнего Египта: виды украшений, приёмы художественной обработки, сакральное значение, эстетические качества.

2.Проблемы художественного развития и технологии стела от Древности до эпохи раннего средневековья.

3.Византийская эмаль и её роль в развитии эмальерного искусства Европы и России.

4.Специфика развития интерьера и мебели  эпохи Средневековья.

5.Типологическое и особенное в развитии женского костюма эпохи Ренессанса

6. эволюция и роль венецианского стекла эпохи Ренессанса в стилистическом развитии европейского стекла периода барокко.

7.Художественные особенности развития дельфтского фаянса в контексте  восточных влияний.

8. хрусталь, его роль и значение в мировом стеклоделии.

9.Художественные особенности организация жилого интерьера в стиле барокко.

10.Художественные приёмы декорирования французской мебели  второй половины  17 в., их значение в оформлении мебели Новейшего времени.

11.Художественная роль аксессуаров  (веер, табакерка, несессер) в контексте развития стиля рококо.

12.Художественные особенности французского фарфора второй половины ХVIII века и его роль в европейском искусстве.

13.Керамика Веджвуда как отражение особенностей развития английского неоклассицизма.

14.Французская бронза второй половины ХVIII – начала ХIХ веков и её роль в развитии русской бронзы периода классицизма и ампира.

15.Фарфор Севра в стиле ампир

16.Эволюция «египетских» и «римских» мотивов в искусстве ампира и историзма .

17.Формирование интерьера в стиле бидермайер и его роль в организации партикулярного жилого пространства.

18.Художественная программа Уильяма Морриса  и специфика её реализации в английском искусстве второй половины 19 в..

19.Французская мебель модерна как отражение особенностей двух школ Ар Нуво – Парижа и Лотарингии.

20.Художественные особенности творчества Л.-К.Тиффани в области создания осветительных приборов.

21.Восточная тема в декоративном искусстве модерна и особенности её развития.

22.Принципы организации интерьера в стиле Ар Деко. Ведущие мастера.

23.Творчество французских Кутюрье (Пуаре- Шанель-Скиапарелли) как первооснова развития моды ХХ века.

Примерные темы курсовых работ

  1. Характерные особенности художественного ремесла Древнего Египта: виды и материалы.
  2. Художественное стекло и эволюция его развития от Древности к Раннему Средневековью.
  3. Конструкция мебели в Древнем Египте, ее роль в развитии мебели античности и периодов неоклассицизма.
  4. Античная мозаика – техника, этапы развития, значение в мировом искусстве.
  5. Типология греческой мебели: материалы, приёмы художественной обработки.
  6. Формирование античного интерьера: типология, принципы художественной организации.
  7. Римское стекло – новый этап мирового стеклоделия и его роль в художественном и технологическом развитии стекла эпохи Ренессанса.
  8. Системы Помпейской стенописи и значение стенной росписи в интерьере эпохи ренессанса (барокко, классицизма).
  9. Стекло и мозаика Византии, основные характеристики, роль в развитии древнерусского стеклоделия.
  10.  Роль и значение архитектурного орнамента в декоративно-прикладном искусстве готики.
  11. Искусство витража средневековой Европы. Художественные школы.
  12. Предметы благочестия: материал, декор, виды, формы
  13. Средневековые шпалеры: технология ткачества, художественные особенности, ведущие центры.
  14.  Интерьер и мебель итальянского Ренессанса: художественные особенности, ведущие центры
  15. Итальянская майолика: технология изготовления, художественные особенности, центры и мастера.
  16. Характер культуры Венеции, специфика развития художественного ремесла.
  17. Венецианское стекло, технология изготовления и художественной обработки. Роль Венецианского стекла в европейском искусстве XVII –XVIII вв.
  18. Французские расписные эмали ХVI в. – новый этап в развитии эмальерного искусства.
  19. Западноевропейский фарфор ХVIII века: этапы развития, главные художественные центры.
  20. Художественные особенности интерьера и мебели в стиле рокайль.
  21. Аксессуары (веер, нессесер, табакерка, сосуд для ароматов), их роль в культуре ХVIII в.
  22. Дворцовые интерьеры в неоклассическом стиле: развитие античных традиций во второй половине ХVIII века.
  23. Мебель с неоклассическом стиле: художественные центры, ведущие мастера.
  24. Художественная специфика интерьеров и мебели в стиле ампир.
  25. Бидермайер – стиль партикулярного жилого интерьера: принципы организации внутреннего пространства.
  26. Мебель в стиле бидермайер: материалы, формы и декор, центры, мастера.
  27. Богемское стекло времен бидермейера, ведущие художественные центры, их роль в развитии европейского стеклоделия
  28. Неоготический интерьер: художественные особенности, этапы развития.
  29. Уильям Моррис и художественные поиски в декоративно-прикладном искусстве 2-й пол. XIX в.
  30. Характерные особенности орнамента в стиле модерн.
  31. Французский интерьер и мебель в стиле Ар Деко, ведущие мастера.
  32. Интерьерная пластика в стиле Ар Деко – хризоэлефантины.

 

Теория и история искусства   западноевропейского средневековья

Рук. доц. каф. ТИИ Хрипкова Елена Авенировна    

1.Иконографическая программа порталов нартекса базилики Сен-Мадлен в Везле: аспекты интерпретации.

2. Иконографическая программа порталов и капителей базилики Сен-Мадлен в Везле  XII  века: вопросы  взаимосвязи и интерпретации.

3.Базилика Нотр­дам –ля Гранд в Пуатье: описание и анализ скульптурного ансамбля западного фасада.

4. Тема «Иессеева Древа» в западноевропейском искусстве XII-XV вв. Историографический анализ и состояние исследования.

5. Фресковый ансамбль аббатской церкви Св. Иоанна Крестителя в Мюстаире: проблемы сохранности и интерпретации

6. Собор в Дареме:  особенности  архитектурного решения и системы декорации.

7. Описание и анализ  композиций  рельефов колонны аббата Бернварда (Церковь Санкт Михаэль, Хильдесхайм. Германия, 11 в.): вопросы генезиса, стиля, иконографии.

8. Описание и анализ скульптурного ансамбля капителей клуатра собора в Монреале (Сицилия).

9. Репрезентация  истории  Адама и Евы в западноевропейской  миниатюре XII­XVI вв.

10.Описание и анализ репрезентации сцены Страшного Суда в соборе Sainte­Cécile в Альби (15в.).

11. «Анжерский апокалипсис»: стиль и иконография.

12. Тема «Психомахии» в  западноевропейском средневековом искусстве.

13.  Программа витражного ансамбля XIII века собора св. Петра и Павла в Труа: вопросы сохранности и иконографии.

 

 

Теория и история искусства  эпохи Возрождения

Рук. Пивень Марина Георгиевна

1.Фресковый цикл  Доменико ди Бартоло в госпитале Санта Мария делла Скала (Сиена).

2.Образы итальянской новеллы в книжной миниатюре Италии XV века.

4.Творчество Франческо ди Джорджо Мартини и сиенская школа живописи в XV веке. 

5.Образ Святого Стефана в итальянской  живописи  XIV-XV веков.

6.Аллегорические сюжеты в живописи  итальянских мастеров XVI века (на выбор).

7.«Триумфы»  Петрарки в живописи Кватроченто.

 

Рук. доц, Назарова Ольга Александровна

1. Диптихи и триптихи для домашнего благочестия в итальянской живописи 14 века.

2. Византийские влияния в итальянской живописи на досках XIII-XIV веков 

3. Освоение масляной живописи флорентийскими мастерами последней трети XV века/

4. Нидерландские шпалеры в ренессансной Италии: заказчики, иконография, сферы применения

5. Церковный интерьер и алтарное убранство в нидерландской живописи 15 в.

Тематика курсовых работ:

1.Гуманистическая программа "Триумфов" А. Мантеньи

2.Терракотовая пластика в мастерской Л. Гиберти, Донателло, А. Верроккио (на выбор)

3. Роль Филиппо Липпи в развитии алтарного образа во Флоренции 15 в. 

4. Зарождение жанровой и пейзажной гравюры в Нидерландах 16 в.

5. Зарождение пейзажной гравюры в Нидерландах 16 в.

 

Теория и истрия Искусства Северного Возрождения

Рук. доц. Истомина Надежда Алексеевна

1. Портреты Яна ван Эйка.

2.Проблема света в нидерладской живописи XV века.

3.Зеркало в искусстве Северного Возрождения.

4. Пейзаж в Нидерландской живописи второй половины XV века.

5. Творчество Гуго ван дер Гуса.

6. Античность в творчестве нидерладских мастеров первой половины XVI века.

7. Портреты Антониса ван Мора.

8. Графика Питера Брейгеля Старшего (Творческий метод Питера Брейгеля Старшего).

9.Жанровые композиции Луки Лейденского.

10.Ансамбль капеллы св. Креста в замке Карлштайн в Праге.

11. Творчество Ганса Мульчера.

12. Жанровые мотивы в немецкой графике последней трети XV века.

13. Живописные композиции Михаэля Пахера.

14.Автопортреты Альбрехта Дюрера.

15.Пейзаж в творчестве Альбрехта Дюрера.

16.Портреты императора Карла V.

17.Рисунок в творечском методе Альбрехта Дюрера ( или Матиаса Грюневальда).

18. Изенгеймский алтарь Матиаса Грюневальда.

19. Тема любви и красоты в искусстве немецкого Возрождения

20.Графика «мастеров-безбожников» (Бартель Бехам, Ганс Зебаль Бехам, Георг Пенц).

21. Жан Фуке как мастер миниатюры.

 

Теория и история западноевропейского искусства

XVII-XVIII вв.

 Рук. доц. Истомина Надежда Алексеевна

Западноевропейское искусство XVII-XVIII вв.

1.Особенности архитектурного стиля Франческо Борромини.

2.Творческий метод Бернини-скульптора.

3.Формирование особенностей классического пезажа в искусстве представителей Болонской школы.

4.Тема Вакханалии в западноевропейском искусстве XVII века.

5.«Сад любви» в творчестве Питера Пауля Рубенса.

6.Цикл Марии Медичи и Генриха IV Питера Пауля Рубенса.

7.Антонис Ван Дейк в мастерской Рубенса.

8.Жанр и аллегория в творчестве Брауэра.

9.Лейденский период творчества Рембрандта.

10.Пейзаж в творчестве Рембрандта.

11.Античная история и мифология и ее интерпретация в творчестве Рембрандта.

12.Рисунки Рембрандта.

13.Утрехтский караваджизм.

14.Особенности жанра в творчестве Герарда Терборха.

15.Натюрморт-обманка в голландской живописи XVII века.

16.Голландский городской пейзаж XVII века.

17.Групповой портрет в голландской живописи 17 века

18.Французский отель XVII века.

19. Традиции венецианской живописи 16 века в искусстве Николя Пуссена

20.Рисунки Антуана Ватто.

21. Мифологический и аллегорический портрет во французском искусстве XVIII века.

22. Античность в творчестве Гюбера Роббера.

23. Портреты Фрагонара.

24.Жанровые композиции Шардена.

25. Пиранези и художественная жизнь Рима XVIII века

26. Ведуты и каприччи Франческо Гварди

27. Тема карнавала в венецианской живописи 18 века.

28. Пейзаж в творчестве Томаса Гейнсборо.

 

Теория искусства

Проф. Лиманская Людмила Юрьевна

1. Роль пропорции в теории искусства Ренессанса: от Л.Б.Альберти, Леонардо да Винчи к П.П.Ломаццо.

2. Роль оптики, анатомии и механики в композиционном мышлении   Леонардо да Винчи.

3. Теория перспективы и  теория  зрительных образов в искусстве  Ренессанса.

4. Опыт естествознания и эволюция жанровых форм   в западноевропейском искусстве Нового времени: пейзаж, натюрморт, портрет.

5.Теория пейзажа и естественные науки в художественной культуре Романтизма.

 

Историография истории искусства

Проф. Лиманская Людмила Юрьевна

  1. Роль Помпония  Лето и  «Академия антиквариев» в Квиринале в изучении истории художественных артефактов.
  2. Археологическая комиссия Рафаэля и формирование стиля al’antica в художественной культуре Ренессанса.
  3. П. Лигорио археолог и антиквар. «Лигорианские своды» и их роль в становлении истории искусства как науки.
  4. Роль иллюстрированной картографии XVI-XVII веков в изучении истории искусства и формировании исторической картины прошлого.
  5. Французская «Академия надписей» и деятельность ученых антикваров в Западной Европе Нового времени.
  6. Археологическая картография М.Ф.Кальво.
  7. Методы графической репрезентации художественных артефактов в трудах ученых антикваров XVII-XVIII вв.
  8. Археологический метод изучения артефактов  И.И.Винкельмана.

 

Методология истории искусства

Проф. Лиманская Людмила Юрьевна

  1. Образ художника в   историко-биографическом романе, эссе, творческой биографии.
  2. Опыт психоаналитической «реконструкции» личности художника в историко- биографической литературе ХХ в.
  3. Структурализм и социально-психологические методы изучения истории искусства.
  4. «Римский кружок», эстетика чистой визуальности  и разработка методов формально-стилистического анализа истории искусства.  Конрад Фидлер, Адольф  Гильдебранд , Г.Вельфлин.
  5. Аби Варбург, и роль образной памяти  в  истории искусств.
  6. «Структурная наука» о художественных стилях Ганса Кашница фон Вайнберга.
  7. Роль понятия Pathosformel  А.Варбурга  и роль мимики, движения и жеста в  искусствознании ХХ века.
  8. Роль психологии в     истории искусства Э.Гомбриха.
  9. Психоаналитические аспекты гротесков и карикатуры в     трудах  Э.Гомбриха.
  10. Концепция художественного символизма в искусствознании Э.Панофского.
  11. Иконография и  архитектурный символизм в трудах Р. Краутхаймера.
  12. Синтеза искусствоведческих наук  и морфология искусств. А.Габричевского.
  13. Структурный анализ произведения искусства в трудах Ганса  Зельдмайра.
  14. Юрий Михайлович Лотман   и особенности его метода семиотического анализа художественного текста. 
  15. Исторический плюрализм и  проблемы новой  периодизации  истории искусства в  работах Клемента Гринберга,    Ханса Бельтинга  и Артура Данто.
  16.  «Логика пристального взгляда» и проблема изучения художественных стилей в истории искусства Н. Брайсона.
  17. Т. Митчелл и теория визуального поворота.

 

Теория и история ландшафтного искусства

 
Рук. проф. Соколов Борис Михайлович

  1. Пейзаж в искусстве Древней Греции: от неолита до эллинизма
  2. Храмовые ландшафты в Древнем Риме: описания, археология, реконструкции
  3. Идеальный город в искусстве и литературе Возрождения
  4. Пейзаж в искусстве ренессансной Германии: от Альтдорфера до Дюрера
  5. Биоморфизм и флоральные мотивы в архитектуре модерна (один из регионов: Франция, Бельгия, Германия, Скандинавия, Британия, Польша, Россия)
  6. Священная роща: история, топография, образ в искусстве (Европа, Россия)
  7. Сад художника: личные вкусы и творческие новшества (Европа, Россия)
  8. Садовая скульптура в творчестве Джованни Болоньи: от образа человека к образу тела
  9. Садовые фонтаны Италии XV - XVIII веков: история, стиль, образ
  10. Мария Сибилла Мериан и традиция ботанической иллюстрации в Нидерландах XVI - XVIII веков
  11. Пейзажные парки Франции в изображениях и описаниях Александра Лаборда ("Описание новых садов Франции", 1808)
  12. Реконструкция и ландшафтное благоустройство Парижа при Ж. Османе (1850 - 1860-е гг.)

 

 

Теория и история художественной критики

 
Рук. доц. Чудецкая Анна Юрьевна

  1. Джорджио Вазари и эволюция историко-биографического метода изучения истории искусства в Новое время.
  2. И .И. Винкельман и Дж.-Б.Пиранези: диалог об искусстве античности
  3. Концептуальное становление художественных музеев в европейской культуре  XIX-XX  веков.
  4. Жанровое становление художественной критики второй половины XIX века ХХ веко
  5. Климент Гринберг и его антагонисты.
  6. Воображаемый музей Адре Мальро: актуальность концепции

 

 

Курсовые работы

Руководитель: Малаева Замира Абдугафаровна

  1. Скульптурная пластика Ар Деко.  Художники и их модели.
  2. Деметрий Чипарус – гений  скульптурной пластики Ар Деко.
  3. Скульптор и художник-прикладник  Е.А. Лансере – наиболее яркий представитель  русского стиля в скульптуре малых форм из бронзы.
  4. Скульптор  Н.И. Либерих и его анималистическая скульптура   в бронзе и чугуне
  5. Русская  «кабинетная  бронза»  как культурный феномен  художественной промышленности 19-нач. 20 в.
  6. Художественные изделия  из чугуна Каслинского  завода  19-нач. 20 в.
  7. "Русский стиль" в декоративно-прикладном искусстве. Общая характеристика и хронология
  8. Ленинградский агитационный фарфор и скульптурная пластика первых десяти лет Советской власти.
  9. Ювелирное искусство России кон. 19 – нач. 20 века. Основные центры,  ведущие  фирмы и имена мастеров-ювелиров,  ассортимент,  материал  и  декоративные техники.
  10. Художественно-промышленные выставки в России. Место, время проведения и общий обзор.
  11. Русский печатный фаянс пер. пол. 19 в. Центры производства, фабрики, ассортимент,  техника изготовления.
  12. История антикварного рынка России до 1917 г.  (на примере Москвы и Санкт-Петербурга).
  13. История антикварного рынка в советскую эпоху (аукционы 1920-х гг. и Торгсин пер. пол. 1930-х гг.)
  14. Научная музейная экспертиза. Визы научных экспертиз и их общая характеристика.  
  15. Современный антикварный рынок и его структура. Ликвидные разделы антиквариата. Общая характеристика.
  16. Всемирные выставки и участие в них России.
  17. Художественная мебель эпохи модерна. Стиль, материал, техника, наиболее известные производства.
  18. Художественные неостили эпохи Историзма.  Общая характеристика и    хронология.