Факультет истории искусства Кафедра истории русского искусства Члены кафедры Истории русского искусства

Члены кафедры Истории русского искусства

 

 

Алексей Александрович ДРУЖИНИН

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры Истории русского искусства. 

Окончил аспирантуру Государственного института искусствознания Министерства культуры РФ.

Сфера научных интересов: искусство художественных панорам и диорам, батальное искусство, советское монументальное искусство.  Тема диссертации: «Художественная диорама как вид искусства». Место защиты: Государственный институт искусствознания (Москва).   

Читаемые курсы: «Русское искусство XX века», «Русское искусство XIX–XX вв.» (для направлений Дизайн и Музеология), «История русского и советского монументального искусства» (маг), «Искусство художественных панорам и диорам в русском и европейском искусстве XIX–XX вв.» (маг).   

Участвует в деятельности Международного Совета Панорам – International Panorama Council (IPC).  

Выступал куратором выставки «Вехи войны. Диорамное искусство Студии военных художников имени М.Б. Грекова из частных собраний» (2015, Москва, ГИИ), консультантом передвижной выставки «Традиции Кремлевского караула» (май–июнь 2016 года, Выставочный зал Российского военно-исторического общества «Стрелецкие палаты» (Москва); август-сентябрь 2017 года, Концертно-зрелищный центр «Миллениум» (Ярославль).


Список основных публикаций:   

Дружинин А.А. Развитие диорамного искусства на Западе и в России в первой трети XIX – начале XX века // Искусствознание. 2013. № 3–4. Москва, ГИИ РФ. С. 447–477. (1,5 а. л.)  

Дружинин А.А. Художник Николай Котов как теоретик и практик «панорамной пространственной живописи» // Искусствознание. 2014. № 3–4. Москва, ГИИ РФ. С. 406–435. (1,5 а. л.)  

Дружинин А.А. Диорамы А.А. Лабаса // «Дом Бурганова. Пространство культуры». 2014. №  4. С. 117–127. 

Дружинин А.А. Великая Отечественная война в искусстве диорамы // Русское искусство. 2005. № IV, 2005. С. 38–45.  

Дружинин А.А. Искусство диорамы и театр. О влиянии приемов театрально-декорационного искусства на художественную диораму // Аспирантский сборник. Вып. 6. М., Государственный институт искусствознания, 2010. С. 206–222. 

Дружинин А.А. Работы П.И. Котова в области панорамно-диорамного искусства // Петр Котов. Сборник статей. М.-Орёл, АПЛИТ, 2010. С. 21–25.  

Дружинин А.А. Художник-панорамист Н.Г. Котов и его творческое наследие // Проблемы сохранения архитектурного и историко-культурного наследия. Материалы III региональной общественной конференции. 24 ноября 2012 г. Томск, 2013. С. 89–116. 

Дружинин А.А. История создания первой панорамы Сталинградской битвы // Миротворческий потенциал историко-культурного наследия Второй мировой войны и Сталинградская битва: всероссийская науч.-практ. конференция «Миротворческий потенциал историко-культурного наследия Второй мировой войны и Сталинградская битва», посвященная 70-летнему юбилею победы в Сталинградской битве и 50-летнему юбилею открытия Волгоградского музея изобразительных искусств имени И.И. Машкова, 7–9 мая 2013 г.: [материалы] / Отв. ред. О.П. Малкова, Е.В. Огаркова. Волгоград: ПринТерра-Дизайн, 2013. С. 91–102. 

Дружинин А.А. Диорама «Героическая оборона Сталинграда» Р.Р. Френца // Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 70-летию разгрома фашистских войск под Сталинградом "Сталинградская битва: историческая память и художественное наследие". М., 2013. С. 232-239. 

 

 

 

Нина Валериевна КВЛИВИДЗЕ

Кандидат искусствоведения, доцент.

Окончила факультет психологии и исторический (по специальности "история искусства") факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.

Окончила аспирантуру Государственного института искусствознания Министерства культуры РФ.

Работала в объединении "Союзреставрация" и Межобластном научно-художественном управлении Министерства культуры РФ.

Профессор кафедры истории и теории церковного искусства Московской духовной академии.   

Сфера научных интересов — восточнохристианское искусство, христианская иконография, искусство Византии и Средневековой Руси, живопись и миниатюра эпохи Ивана Грозного. 

Автор свыше 80 научных работ.

 

Список основных публикаций:

Квливидзе Н.В. К изучению системы росписи церкви в Больших Вяземах (Тема Троицы в русской культуре XVI в.) // Древнерусское искусство: Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV-XV вв. СПб., 1998. С. 342–359;

Квливидзе Н.В. Икона «Благословенно воинство Небесного Царя» и ее литературные параллели // Искусство христианского мира. Вып. 2. М., 1998. С. 49–56;

Квливидзе Н.В. «Видение Григория Богослова» в росписях второй половины XVI в. // Троицкие чтения – 1998 / Сборник научных исследований по материалам конференции. Большие Вяземы, 1999. С. 9–14;

 Квливидзе Н.В. Новооткрытые фрески алтаря церкви Троицы в Вяземах // Florilegium. К 60-летию Б.Н. Флори. М., 2000. С. 104–125;

Квливидзе Н.В. Историография русского церковного искусства // Исторический вестник. 7–8. Москва; Воронеж, 2000. С. 238–263;

Квливидзе Н.В. Лицевой летописный свод и Годуновская псалтирь 1591 г. Отражение иконографии миниатюр в монументальной живописи и иконописи конца XVI в. // ДРИ. Искусство рукописной книги. Византия. Древняя Русь. СПб., 2004. С. 417–430;

Квливидзе Н.В. Иконографическая программа алтарных росписей московских храмов второй половины XVI в. // Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. К 2000-летию христианства. М.: Северный паломник, 2005. С. 621–646;

Квливидзе Н.В. Композиция «Собор Богородицы» в Успенском соборе Свияжского монастыря // Иконографические новации и традиции в русском искусстве XVI в. М.: Индрик, 2008. С. 217–234;

Квливидзе Н.В. Византийские фрески Каппадокии: художественные направления и основные темы росписей // Каптеревские чтения. 7. М.: ИВИ РАН, 2009. С. 29–36;

Квливидзе Н.В. Апокрифы о Богородице в живописных циклах времени царя Ивана Грозного (XVI в.) // Biblia Slavorum Apocryphorum. Novum Testamentum. Lodz, 2009. P. 205–219;

Квливидзе Н.В. «Символ веры» в росписи Архангельского собора Московского Кремля // Московский Кремль XV столетия. Том 2: Архангельский собор и колокольня «Иван Великий» Московского Кремля. 500 лет. М.: «Арт-Волхонка», 2011. С. 134–149;

Квливидзе Н.В. Цикл Успения Богородицы в русской монументальной живописи и миниатюре второй половины XVI в. // ТОДРЛ. Том 64. СПб., 2016. С. 689–731.

 

 

 

Илья Евгеньевич ПЕЧЁНКИН

Кандидат искусствоведения, доцент.

Окончил аспирантуру МГХПА им. С.Г. Строганова.

Сфера научных интересов история отечественной и европейской архитектуры XIXXX вв., архитектура в истории культуры, конструирование национальных стилей в архитектуре индустриальной эпохи.

Ведущий научный сотрудник НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (филиал ЦНИИП Минстроя РФ).

Постоянный участник всероссийских и международных научных конференций. Автор более 100 научных и научно-популярных публикаций.

Читаемые курсы: "Русское искусство XVIII в.", "Русское искусство XIX в.", "Палладианство в архитектуре XVII—XIX вв.", "Русское искусство XVII—XVIII вв." (для направлений Дизайн и Музеология), спецкурсы "Историзм и национальный романтизм в русском искусстве Нового времени", "Градостроительные проблемы и стилевые направления в отечественной архитектуре ХХ в.", "Жанры и стили в европейском и русском искусстве XIX в." (маг), "Архитектура историзма и модерна: столичные и региональные школы" (маг), "Историография истории русского искусства XVIII—XXI вв." (маг).

Список основных публикаций:

Учебные издания

Печёнкин И.Е. Русское искусство XIX века. М.: Курс; ИНФРА-М, 2012; второе изд. 2015. 360 с., ил.

Монографии

Печёнкин И.Е. Русская архитектура 1890—1910-х годов в культурном контексте // Очерки русской культуры конца XIX—начала ХХ в. Т. 3: Художественная жизнь / Под ред. Л.В. Кошман. М.: РОССПЭН, 2016. С. 397–509;

Печёнкин И.Е. Сергей Устинович Соловьёв. Труды и дни московского архитектора. М.: ABCdesign, 2020. 344 с., ил.

Избранные статьи

Печёнкин И.Е. Архитектура русского стиля в европейском отражении: рецепция, критика, апология // Россия и мир глазами друг друга: из истории взаимовосприятия. Вып. 8. М.: ИРИ РАН, 2017. С. 328–336; 

Печёнкин И.Е. Несколько соображений о русском стиле в архитектуре XIX века // Артикульт № 29 (1–2018). С. 50–59;

Печёнкин И.Е. Чего не придумывал Шухов, или Ещё раз о перекрытиях Верхних торговых рядов в Москве // Архитектурное наследство. Выпуск 69. СПб.: Коло, 2018. С. 148–159;

Печёнкин И.Е., Шурыгина О.С. Палладио по-русски. Новые данные о переводе "Четырёх книг об архитектуре" в начале ХХ века // Искусствознание. 2018. № 3. С. 238–263; 

Печёнкин И.Е. Война и школа. Архитектурное отделение Высшего художественного училища Императорской Академии художеств в 1914–1918 гг. // Российская история. 2019. № 6. С. 148–160.

См. также:

некоторые тексты в формате блога 

профиль на Academia.edu

 

 

 

 

Валентин Дмитриевич ЧЁРНЫЙ

Доктор культурологии, профессор.

Окончил исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. 

Постоянный участник всероссийских и международных научных конференций. 

Сфера научных интересов искусство и культура Средневековой Руси, древнерусская миниатюра, историко-географическая среда в отражении средневекового искусства.

Руководитель профиля "История русского искусства" (бак) на Факультете истории искусства РГГУ.

Читаемые курсы: "Искусство Средневековой Руси", "Русское искусство до XVII в." (для направлений Дизайн и Музеология), спецкурсы "Основы атрибуции и экспертизы памятников древнерусской темперной живописи", "Памятники архитектуры древней Москвы", "Историография истории русского искусства XVIII—XXI вв." (маг).

Список основных публикаций:

Учебные издания

Чёрный В.Д. Древнерусское искусство: учебное пособие. М.: Владос, 1997. 432 с.

Чёрный В.Д. Древнерусское искусство: учебник для вузов. М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2018. 656 с.

Чёрный В.Д. Древнерусское искусство: учебник для среднего профессионального образования. М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2019. 661 с.

Монографии

Чёрный В.Д. Русская средневековая книжная миниатюра: направления, проблемы и методы изучения. М.: РОСППЭН, 2004. 592 с.

Чёрный В.Д. Куликовская битва: запечатленная память. М.: Университетская книга, 2008. 336 с.

Чёрный В.Д. Русские средневековые сады: опыт классификации. М.: Языки славянской культуры, 2010. 208 с.

Чёрный В.Д. Визуальный мир домедийной эпохи (на примере русского средневековекового искусства) // Черный В.Д., Колотаев В. А., Добрицына И.А., Марков А.В., Штейн С.Ю. Логика визуальных репрезентаций: от иконописного пространства к экранному тексту: Коллективная монография. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2018. С.18–36.