Факультет истории искусства Кафедра истории русского искусства Члены кафедры Истории русского искусства

Члены кафедры Истории русского искусства

 

 

Алексей Александрович ДРУЖИНИН

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры Истории русского искусства. 
Сфера научных интересов: искусство художественных панорам и диорам, батальное искусство, советское монументальное искусство.  Тема диссертации: «Художественная диорама как вид искусства». Место защиты: Государственный институт искусствознания (Москва).   

Читаемые курсы: «Русское искусство XIX–XX вв.», «История русского искусства XX века», «Советское монументально-декоративное искусство», «Искусство художественных панорам и диорам на Западе и в России XVIII–XXI веков».   

Участие в деятельности Международного Совета Панорам – International Panorama Council (IPC). Участие в междунароной панорамной конференции (Бельгия, г. Намюр, 2015). 

Куратор выставки «Вехи войны. Диорамное искусство Студии военных художников имени М.Б. Грекова из частных собраний» (2015, Москва, ГИИ).  Консультант передвижной выставки «Традиции Кремлевского караула» (май–июнь 2016 года, Выставочный зал Российского военно-исторического общества «Стрелецкие палаты» (Москва); август-сентябрь 2017 года, Концертно-зрелищный центр «Миллениум» (Ярославль).

Организатор международной конференции «“Наступает великий час…”: Искусство и художественная жизнь в России около 1917 года» (30–31 марта 2017 года, Российский государственный гуманитарный институт (РГГУ), Москва). 

Организатор международной конференции «Проблемы становления национальных и региональных школ изобразительного искусства» (29 марта 2018 года, Российский государственный гуманитарный институт (РГГУ), Москва). 


Список основных публикаций:   

Дружинин А.А. Развитие диорамного искусства на Западе и в России в первой трети XIX – начале XX века // Искусствознание. 2013. № 3–4. Москва, ГИИ РФ. С. 447–477. (1,5 а. л.)  

Дружинин А.А. Художник Николай Котов как теоретик и практик «панорамной пространственной живописи» // Искусствознание. 2014. № 3–4. Москва, ГИИ РФ. С. 406–435. (1,5 а. л.)  

Дружинин А.А. Диорамы А.А. Лабаса // «Дом Бурганова. Пространство культуры». 2014. №  4. С. 117–127. (0,4 а. л.) 

Дружинин А.А. Великая Отечественная война в искусстве диорамы // Русское искусство. 2005. № IV, 2005. С. 38–45. (0,5 а. л.) 

Дружинин А.А. Искусство диорамы и театр. О влиянии приемов театрально-декорационного искусства на художественную диораму // Аспирантский сборник. Вып. 6. М., Государственный институт искусствознания, 2010. С. 206–222. 

Дружинин А.А. Работы П.И. Котова в области панорамно-диорамного искусства // Петр Котов. Сборник статей. М.-Орёл, АПЛИТ, 2010. С. 21–25.  

Дружинин А.А. Художник-панорамист Н.Г. Котов и его творческое наследие // Проблемы сохранения архитектурного и историко-культурного наследия. Материалы III региональной общественной конференции. 24 ноября 2012 г. Томск, 2013. С. 89–116. 

Дружинин А.А. История создания первой панорамы Сталинградской битвы // Миротворческий потенциал историко-культурного наследия Второй мировой войны и Сталинградская битва: всероссийская науч.-практ. конференция «Миротворческий потенциал историко-культурного наследия Второй мировой войны и Сталинградская битва», посвященная 70-летнему юбилею победы в Сталинградской битве и 50-летнему юбилею открытия Волгоградского музея изобразительных искусств имени И.И. Машкова, 7–9 мая 2013 г.: [материалы] / Отв. ред. О.П. Малкова, Е.В. Огаркова. Волгоград: ПринТерра-Дизайн, 2013. С. 91–102. 

Дружинин А.А. Диорама «Героическая оборона Сталинграда» Р.Р. Френца // Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 70-летию разгрома фашистских войск под Сталинградом "Сталинградская битва: историческая память и художественное наследие". М., 2013. С. 232-239. 

 

 

 

Нина Валериевна КВЛИВИДЗЕ

 

 

 

 

Анастасия Сергеевна МАКАРОВА

 

 

 

 

Илья Евгеньевич ПЕЧЁНКИН

Кандидат искусствоведения, доцент.

Окончил аспирантуру МГХПА им. С.Г. Строганова, тема диссертации: "Творчество С.У. Соловьёва в контексте архитектурно-художественной практики Москвы эпохи модерна".

Сфера научных интересов -- история отечественной и европейской архитектуры XIX--XX вв., архитектура в истории культуры, архитектура и конструирование национальной идентичности в модерную эпоху.

Постоянный участник всероссийских и международных научных конференций. 

Читаемые курсы: "Русское искусство XVIII в.", "Русское искусство XIX в.", "Русское искусство XVII--XVIII вв." (для направлений Дизайн и Музеология), спецкурсы "Историзм и национальный романтизм в русском искусстве Нового времени", "Градостроительные проблемы и стилевые направления в отечественной архитектуре ХХ в.".

Список основных публикаций:

Учебные издания

Печёнкин И.Е. Русское искусство второй трети XIX--начала ХХ века. М.: МГХПА им. С.Г. Строганова, 2009;

Печёнкин И.Е. Русское искусство XIX века. М.: Курс, 2012; второе изд. 2015;

Монографии

Печёнкин И.Е. Сергей Соловьёв. М.: ИД Руденцовых, 2012;

Печёникин И.Е. Русская архитектура 1890--1910-х годов в культурном контексте // Очерки русской культуры конца XIX--начала ХХ в. Т. 3: Художественная жизнь / Под ред. Л.В. Кошман. М.: РОССПЭН, 2016;

Печёнкин И.Е., Сайгина Л.В. Иван Кузнецов. М.: ИД Руденцовых, 2017;

Печёнкин И.Е., Шурыгина О.С. Архитектор Иван Жолтовский. Эпизоды из ненаписанной биографии. М., 2017;

Избранные статьи

Печёнкин И.Е. Несколько соображений о русском стиле в архитектуре XIX века // Артикульт № 29 (1-2018);

Печёнкин И.Е. Архитектура русского стиля в европейском отражении: рецепция, критика, апология // Россия и мир глазами друг друга: из истории взаимовосприятия. Вып. 8. М.: ИРИ РАН, 2017; 

Печёнкин И.Е. Верхние торговые ряды в Москве в контексте архитектуры европейских пассажей XIX в. // Вопросы всеобщей истории архитектуры. Вып. 7. М.-СПб.: Нестор-История, 2016;

Печёнкин И.Е.  К вопросу о термине "неорусский стиль". Опыт понимания // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА им. С.Г. Строганова. № 1 -- 2015; 

Печёнкин И.Е. К вопросу об истоках неорусского стиля в архитектуре второй половины XIX века // Архитектурное наследство. Вып. 60. СПб.: Коло, 2014;

Печёнкин И.Е. Русская церковная архитектура начала ХХ века в контексте символизма // Символизм как художественное направление: взгляд из XXI века. М.: ГИИ, 2013.

См. также:

некоторые публикации И.Е. Печёнкина в формате блога 

профиль на Academia.edu

 

 

 

 

Валентин Дмитриевич ЧЁРНЫЙ

Доктор культурологии, профессор.

Сфера научных интересов – искусство и культура средневековой Руси.