Концепция

Концепция профессиональной образовательной программы по направлению "История искусств"

Актуальность разработки данной программы определяется задачами гуманитарного образования в РГГУ и общими тенденциями научно-образовательной деятельности в современном гуманитарном универсуме.

Целью обучения по этой программе является подготовка квалифицированных специалистов, обладающих профессиональными знаниями, умениями, практическими навыками в области истории, теории и типологии искусства, в сфере технико-технологических аспектов его эволюции. Профессиональное искусствоведческое образование должно реализовываться вместе с общей подготовкой студентов в области социокультурной антропологии, теории творческой деятельности, теории и истории культуры. Эти цели достигаются путем включения в учебный план курсов, ориентированных на изучение творческой деятельности человека вообще (универсалии культуры и искусства), творчества носителей этноисторически определенного типа культуры (типы искусства), а также конкретных художественных школ, творцов и их уникальных достижений. При этом изучение универсалий искусства предполагает преподавание основ психологии творчества; изучение (в том числе и сравнительное) типов искусства сочетается с детальным знанием истории искусства данного региона или эпохи; уникальные достижения искусства (авторов и школ, а также специфических техник и технологий) раскрываются на фоне глубокого знакомства с культурными традициями и языками, носителями которых были представители этих школ. Концепция образовательной программы и учебный план по специальности "Искусствоведение" ориентированы на лучшие академические традиции, сложившиеся в сфере преподавания истории искусства в России.

Базовый учебный план предполагает последовательное углубление общей эрудиции, расширение кругозора студента и развитие его аналитических способностей, обеспечиваемые дисциплинами общегуманитарного цикла (ГСЭ). Последовательное овладение профессиональными и специальными знаниями осуществляется на основе отбора и систематизации курсов соответствующих циклов общепрофессиональных (ОПД) дисциплин и дисциплин специализации (СД).

Дисциплины специализации обеспечивают глубокую профессионализацию, в рамках которой предусматривается возможность ориентации как на теоретическую деятельность (научно-исследовательская деятельность), так и на преимущественно практическую и прикладную (реставрация и консервация художественных ценностей, куратор современного искусства).

 

Отличия Программы от других программ подготовки профессионалов в области истории искусств:

В отличие от большинства ныне существующих программ по данной специальности, концепция искусствоведческого образования в РГГУ предполагает приоритетность культурно-антропологического подхода: речь идет о комплексном изучении творческой деятельности человека в ее историческом и этнокультурном измерении. Такой "деятельностный подход", преодолевая некоторую узость традиционной истории искусства, ставит в центре внимания специалиста не только произведения искусства, рассматриваемые как результаты творческой деятельности, но и сами процессы, приведшие к их возникновению. В развитии этого подхода данная концепция предусматривает также "погружение" традиционно понимаемой истории искусства (изобразительные искусства и архитектура) в эволюцию мирового искусства в широком смысле этого слова. С этой целью в учебный план включены такие дисциплины как История литературы, История театра, История музыки, История мирового кинематографа.

Другой оригинальной чертой концепции является последовательное преодоление европоцентризма в системе учебных курсов по истории искусства. В цикл общепрофессиональных дисциплин включены, наряду с курсами по истории древнего, западноевропейского и русского искусства, также курсы по первобытному искусству, искусству Южноазиатского субконтинента и Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока, мира ислама, Африки и доколумбовой Америки. Это позволяет построить прочный компаративистский фундамент, в дальнейшем помогающий глубже осмыслить художественные практики и теории искусства различных регионов в контексте сосуществующих в пространстве или во времени явлений культур.

Комплекс учебных дисциплин направлен на формирование навыков работы с новейшими электронными технологиями в области искусства, экспозиционной, выставочной и издательской деятельности (Мультимедиа средства, Компьютерная графика, Видеотехника в искусствознании, Информационные технологии в искусстве, Гипертекст и электронное издание). Освоение этих курсов дает возможность искусствоведу свободно ориентироваться в сфере современного искусства, в современном телекоммуникационном пространстве, объединившем крупнейшие музеи и библиотеки мира. Это создает объективные предпосылки для успешной профессиональной самореализации выпускников.

Учебный план включает также ряд курсов, развивающих творческие способности студентов, формирующих начальные практические навыки, расширяющих их знания в сфере тех видов искусства, которые не входят в область их профессиональной деятельности (кино, театр). Их реализация открывает глубинные внутренние связи и взаимовлияния, существующие между видами искусства в историческом аспекте. Блок творческих дисциплин приобретает особую актуальность с точки зрения изучения теории и практики искусства XX столетия, когда фундаментальной особенностью творческого процесса становится синтез разнообразных форм визуальных и пластических искусств.

Чтение общепрофессиональных курсов в значительной части обеспечивается профессорами и преподавателями Кафедры Всеобщей истории искусств, других кафедр факультета Истории искусства. Однако не меньшее значение имеет сотрудничество с другими факультетами и кафедрами РГГУ, в первую очередь - с историческими кафедрами Историко-архивного института, факультетом философии, историко-филологическим факультетом и др. Неоценимую помощь в разработке научных проектов и программ курсов, равно как и в преподавании соответствующих их профилю дисциплин, оказывают научные подразделения университета, прежде всего - Институт высших гуманитарных исследований и Институт восточных культур. Чрезвычайно ценным продолжает оставаться для факультета Истории искусства и налаженное сотрудничество с Государственным музеем изобразительных искусств им. Пушкина, Государственной Третьяковской галереей, Государственным музеем народов Востока, Всероссийским музеем декоративно-прикладного и народного искусства, Государственным научно-исследовательским институтом искусствознания, Государственным научно-исследовательским институтом реставрации, сотрудники которых участвуют в реализации образовательных программ факультета.

Сфера деятельности выпускников:

Выпускники могут найти применение своим знаниям и умениям в качестве преподавателей в общих и специальных высших и средних учебных заведениях, в различных учреждениях культуры (музеи, галереи, аукционы), в государственных учреждениях по охране, учету и экспертизе произведений искусства, в государственных органах управления культурой и искусством, в качестве экспертов и консультантов туристических фирм и рекламных агентств, а также в качестве авторов и редакторов издательств, выпускающих литературу по искусству.

Образовательная профессиональная программа и учебный план подготовки дипломированных специалистов-искусствоведов разработаны в соответствии с требованиями Государственного стандарта по высшему образованию.

На основе базового учебного плана разработаны программы специализаций: Искусство цивилизаций долины Нила, Искусство Италии, Искусство и культура Швеции, Кураторство в современном искусстве, Реставрация и консервация произведений искусства. Некоторые из этих специализаций являются уникальными. Все они ориентированы на потребности современной науки, современного художественного процесса, на решение задач охраны культурного наследия страны. Специализации созданы в тесном сотрудничестве Кафедры с учебно-научными и международными центрами РГГУ: Центром египтологии им. Голенищева, УНЦРЭ, Российско-итальянским центром, Российско-шведским центром. Эти подразделения принимают активное участие в подготовке специалистов-искусствоведов соответствующего профиля, обеспечивая высококвалифицированное преподавание дисциплин специализации.

 

Информацию о профиле "Реставрация и консервация памятников материальной культуры" см. на странице Высшая школа реставрации

Концепция профиля "Искусство цивилизаций долины Нила":

Целью специализации "Искусство цивилизаций долины Нила" является подготовка высококвалифицированных научных и преподавательских кадров (со знанием древнеегипетского и коптского языков) по искусству Древнего Египта. Во всех крупных музеях мира, в том числе и в России, имеются коллекции по культуре и искусству народов Долины Нила. Создание настоящей специализации связано с потребностью в искусствоведах-специалистах по истории искусства стран Востока и отсутствием центров подготовки таких специалистов в вузах РФ в настоящее время. Она является развитием одного из важных направлений в образовательной профессиональной подготовке по специальности "Искусствоведение" на Факультете истории искусства - истории художественных культур Востока.

Специализация начинается с 1-го курса, поскольку базируется на серьезной подготовке по древнеегипетскому языку. В первые годы обучения предусматриваются общие курсы для знакомства с древним Египтом и египтологией - наукой, занимающейся всесторонним изучением языка, истории, литературы, культуры и искусства Египта в древности. Уместно отметить, что российская египтология всегда занимала одно из ведущих мест в мире и, таким образом, существование такой специализации может внести определенный вклад в сохранение и развитие традиций русской гуманитарной науки. В дальнейшем курсы специализации направлены на систематическое и глубокое знакомство и освоение истории архитектуры и искусства выбранного региона, начиная с древнейших времен и заканчивая раннехристианским периодом.

Для чтения курсов и ведения семинарских занятий привлекаются высококвалифицированные специалисты как из РГГУ, так и из других учебных и научных учреждений. Предполагается дальнейшее развитие сотрудничества с российскими музеями, располагающими обширными коллекциями по культуре и искусству Древнего Египта и сопредельных стран. Планируется проведение археологической экспедиции. Кроме этого, по мере финансовых возможностей, организуются поездки в Египет с посещением памятников архитектуры и музеев. Культурное представительство Египта в РФ и ряд других египетских организаций оказывают посильную поддержку учебного процесса учебно-научными материалами: видеофильмами, альбомами по искусству и т.д.

В рамках подготовки по данной специализации студенты проводят научно-исследовательскую работу. Выбор тем курсовых и дипломных работ связан со специализацией. Программа специализации полностью вписывается в общую образовательную программу специальности "Искусствоведение" и разработана в соответствии с учетом требований Государственного стандарта по высшему образованию.

Подробнее см. Учебно-научный центр египтологии им. Голенищева