Методические указания по выполнению курсовых работ 2016

МИНОБРНАУКИ  РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

 

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

 

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА

 

 

Кафедра теории и истории искусства

                Направление подготовки 50.03.03            

   «История искусств»

 

 

Методические указания

по выполнению курсовых работ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           Москва 2016

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации утверждены на заседании Теории и истории  искусства РГГУ,  протокол  №1 от 13 сентября 2016 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Цель методических указаний – помочь студентам выполнить курсовую работу в соответствии с требования по ее оформлению и содержанию, а также подготовить ее к публичной защите.

Методические указания определяют порядок выбора студентом темы работы, общие требования, предъявляемые к курсовой работе, освещают последовательность ее подготовки, требования к структуре, содержанию и оформлению как самой работы, так и научно-справочного аппарата и приложений.

В процессе создания Методических указаний учитывались положения ГОСТ 7.3291 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет по научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления»; ГОСТ 7.12003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»; ГОСТ 7.80-2000 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления», ГОСТ 7.82-2001. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов: Общие требования и правила составления», ГОСТ 1.592 «Государственная система стандартизации. Построение, изложение, оформление и содержание стандартов»; ГОСТ Р.6.302003 «Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Курсовая работа является одной из форм подготовки бакалавров  

Целью написания курсовой работы является выработка у студентов навыков самостоятельного изучения отдельных тем и исследования проблем, глубокое усвоение стилистических, иконографических, семиотических образного языка искусства,   особенностей, видовой ,жанровой специфики культурно-исторического функционирования памятников истории искусства, выявление теоретических закономерностей их развития.

.Написание курсовой работы формирует у студентов навыки;

-   к самостоятельной  научно исследовательской работе ,

- умение  подбирать, систематизировать и анализировать конкретный художественно - исторический материал , составлять приложения, каталоги, и на их основе делать правильные выводы;

-  во время написания курсовой работы у студента формируется умение  последовательно и грамотно проводить анализ историко- теоретических  аспектов образного языка искусства, учится творчески применять  теорию, связывать ее с практикой;

-  работа закрепляет и углубляет знания студентов. 

 

Основные задачи курсовой работы:

-      теоретическое обоснование выбранного предмета и метода исследования

-     практическая реализация тех методов, которыми студент овладел в ходе обучения

-     обработка и представление материала в соответствии с научными требованиями

-   умение делать самостоятельные выводы на основе изученного материала

Важнейшими моментами, способствующими достижению этих задач, является изучение достаточного объема источников литературы, сопоставление, анализ, интерпретация памятников изобразительного искусства и архитектуры.

 Анализ и интерпретация памятников, способы и методы их теоретико-методологического объяснения и и интерпретации  выполняются под контролем научного руководителя, и обсуждаются в виде доклада с последующей дискуссией на семинаре научного руководителя по теме курсовой работы, в соответствии с порядком проведения семинарских занятий.

 

 

Подготовка и написание курсовой работы состоит из нескольких этапов:

1. Выбор темы и ее согласование с научным руководителем и заведующим кафедрой по которой пишется курсовая работа.

2. Обоснование структуры работы и ее согласование с научным руководителем.

3. Составление библиографии и списка источников (фильмографии, каталога изображений и т.д.)

4. Сбор теоретического материала и его согласование с научным руководителем.

5. Обработка и анализ полученной информации с применением современных методов их  согласование с научным руководителем.

6. Формулирование выводов и обсуждение их с научным руководителем

7. Оформление курсовой работы в соответствии с установленными требованиями.

Студент, не выполнивший курсовую работу в срок, имеет академическую задолженность по результатам текущего года обучения.

Курсовая работа студенту не возвращается и хранится на кафедре Теории и истории искусства.

 

 

2. ПОДГОТОВКА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

2.1. Порядок выбора темы курсовой работы

 

Примерная тематика курсовых работ рассматривается и утверждается на заседании кафедры

Студенты выбирают тему курсовой работы в соответствии в уровнем подготовки 2, 3 курсов.

Для второго курса рекомендуется тема, ориентированная на теоретическое описание и анализ иконографических, композиционных, жанровых, стилистических ,технико-технологических, выразительных особенностей  образного языка одного или небольшой группы памятников

Для третьего курса рекомендуется тема, ориентированная на теоретико-методологическое изучение стилистического направления, включающего сравнительно- исторический и системно-типологический анализ группы памятников.

Для четвертого курса, при выборе темы выпускной квалификационной работы   рекомендуется тема, ориентированная на изучение теоретико-методологических, стилистических иконографических, жанрово- типологических проблем как  отдельных памятников,  так и в целом периодов в истории искусства.

Студенты могут предложить свою тему курсовой работы с учетом ранее выполненных работ по другим дисциплинам, учитывая соответствие этой проблемы содержанию тех дисциплин, по которым учебными планами предусматривается написание курсовых работ. Такая преемственность обеспечит возможность исследования интересующей проблемы с разных сторон и последовательную подготовку к написанию выпускной квалификационной работы.

Выбрав тему курсовой работы, студент согласует ее с научным руководителем – преподавателем соответствующей учебной дисциплины.

Тема также может быть предложена кафедрой с учетом  теоретической, исследовательской направленности профиля.

 

2.2. Обязанности научного руководителя

 

Научный руководитель:

-     оказывает помощь в окончательном формулировании темы в случае, если она не входит в перечень предлагаемых тем;

-     излагает сущность проблематики, предлагаемой студенту для разработки в рамках курсовой работы;

-     знакомит студента с требованиями, предъявляемыми к курсовым работам;

-     оказывает помощь в составлении плана курсовой работы;

-     осуществляет оперативное руководство курсовой работой;

-     проводит регулярные консультации и собеседования со студентом в ходе подготовки и написания работы;

-     оказывает студенту организационную и методическую помощь;

-     подписывает работу и допускает студента к защите;

-     подписывая работу, дает гарантию ее соответствия предъявляемым в университете требованиям по качеству содержания и оформления;

-     консультирует студента по подготовке доклада и презентаций для защиты курсовой работы на заседании кафедры.

На этапе подготовки курсовой работы научный руководитель советует, как приступить к рассмотрению темы, корректирует план работы и оказывает помощь в подборе литературы, источников получения информации, а также определении периода, за который целесообразно собрать информацию.

В ходе выполнения работы научный руководитель дает рекомендации по сбору теоретического и  фактического материала, выбору методологии исследования , методике обобщения, систематизации, обработки фактического материала . Руководитель  указывает студенту на недостатки аргументации, композиции текста, стиля изложения, предлагает способы их устранения.

 

2.3. Организация и планирование  выполнения курсовой работы

 

Студент вместе с научным руководителем формирует целевое направление работы, определяет, какие вопросы должны быть проработаны, на что следует обратить особое внимание.

После окончательного формулирования темы курсовой работы студент при помощи научного руководителя  разрабатывает подробный план  содержания работы.

 План курсовой работы отражает специфику темы. В ходе его формирования получают свое конкретное выражение общая направленность темы, перечень рассматриваемых вопросов, наименование глав, уточняется список литературы, определяются объекты и предмет исследования, источники получения статистической или исходной практической информации. В процессе составления плана  предопределяется  теоретический уровень и практическое значение работы в целом в случае, если она имеет практическую направленность.

План составляется по форме, согласованной с научным руководителем, и согласовывается с руководителем по содержанию. План курсовой работы в дальнейшем может уточняться в зависимости от хода исследования проблемы, наличия литературного и фактического материала.

Курсовая работа должна быть завершена и представлена научному руководителю не позднее, чем за 2 недели до проведения защиты в целях обеспечения возможности ее доработки по результатам замечаний.

 

2.4.  Порядок работы с источниками и литературой

 

Работа с источниками и литературой должна начинаться еще в процессе выбора темы. Она приобретает важнейшее значение после согласования плана курсовой работы.

Студент, как правило, подбирает необходимую литературу самостоятельно. Роль научного руководителя заключается, в основном, в рекомендациях и советах по отбору источников и видов публикаций.

Научный руководитель может помогать студенту в знакомстве с труднодоступными источниками, для чего кафедра способствует допуску студента в библиотеки, архивы, ведомственные хранилища. Возможно также использование частных архивов, в соответствии с действующим законодательством РФ.  

2.5.  Порядок сбора и обработки информации  

Сбор информации (статистического или фактического материала) является ответственным этапом подготовки курсовой работы. Ее качество, правильность и полнота подобранного и проанализированного материал во многом определит объективность выводов по исследуемой проблеме.

В случае, если для сбора информации необходимы командировки, они реализуются силами того, кто выполняет курсовую работу.

 

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа должна иметь:

-     титульный лист, оформленный в соответствии с установленными требованиями (Приложение 1);

-     содержание;

-     введение;

-     разделы (главы) и подразделы;

-     заключение;

-     список использованных источников и литературы;

-     приложения (в случаях необходимости).

 

ОБЪЕМ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Общий объем курсовой работы

Для курсовой работы бакалавра 2 года обучения не менее 25-30 страниц машинописного текста, напечатанного через полтора интервала шрифтом  №14 Times New Roman или Arial №12 (включая титульный лист, лист содержания, список источников и литературы).

Для курсовой работы бакалавра 3 года обучения не менее 35-40 страниц

Приложения в общий объем работы не входят.

Иллюстративный материал (репродукции, стоп-кадры, фотографии предметов исследования) выносится в приложение, за исключением тех схем и рисунков, которые являются неотъемлемой частью текста, которые встроены в научный анализ.

Иллюстративный материал представляется в виде файлов на электронном носителе и в виде одного экземпляра распечатки на цветном печатающем устройстве.

 

СОДЕРЖАНИЕ (оглавление) включает введение, наименования разделов (глав), подразделов, заключение, список источников и литературы, приложения с указанием номера их начальной страницы (Приложение 2).

Во ВВЕДЕНИИ:

-         обосновывается актуальность избранной темы;

-         определяется степень разработанности проблемы исследования на данный момент времени;

-         формулируются объект исследования, указывающий на общую направленность исследования

-          формулируются предмет исследования, раскрывающий конкретное предметное  поле , которое предполагается изучить;

-         формулируются цель  исследования, раскрывающая направленность научного поиска и указывающая на ожидаемые научные результаты;

-         перечисляются конкретные  задачи курсовой работы, которые необходимо решить в процессе исследования;

-         определяются хронологические границы исследования;

 

-         дается обзор источников и соответствующей отечественной и зарубежной литературы с анализом авторских  концепций по исследуемой проблеме. В курсовой работе теоретического характера обзор источников и литературы может быть выделен в как объект и предмет исследования; .

-         определяются методы исследования и анализа информации;

-         дается краткая характеристика структуры курсовой работы (краткое изложение рассмотренных вопросах в каждом разделе).

Объем введения должен составлять примерно 2-3 страницы.

 

Изложение содержания работы должно быть строго логичным, а разделы – взаимосвязанными в рамках общей логики изложения материала. Особое внимание следует обратить на переход от одной главы к другой.

Каждый раздел (глава) курсовой работы должен заканчиваться краткими выводами, в которых излагаются обобщенно наиболее качественные результаты исследования. Как правило, эти выводы либо предопределяют необходимость и содержание далее излагаемого материала, либо могут быть использованы для более глубокого его понимания.

Текст введения, каждого раздела (главы), заключения и списка источников и литературы следует начинать с нового листа.

Объем  содержательной части курсовой работы составляет примерно 70-80 % общего объема работы .

При цитировании источников и литературы по тексту работы внизу страницы делается подстрочная ссылка (с указанием автора, названия, издательства, года издания и  номера страницы цитаты, приводимого рисунка и т.п.).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ посвящено изложению основных результатов выполненной работы. В нем следует в концентрированном виде изложить итог решения тех задач, которые были поставлены в курсовой работе, обобщить ранее сформулированные выводы и сделать общий вывод. Объем заключения составляет примерно 2-3 страницы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И  ЛИТЕРАТУРЫ включает источники и литературу, которыми пользовался автор при изучении темы и написании курсовой работы.

Список имеет следующую структуру с обязательным заголовком для каждого раздела  (см. соответствующие ГОСТ).

 

 

 

4. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

4.1. Общие положения

 

Курсовая работа должна быть подготовлена в одном экземпляре и сброшюрована.

Работа должна быть оформлена на одной стороне листа бумаги формата А4 по ГОСТ 9327-60.

На титульном листе курсовых работ студентов 4 курса ставится подпись заведующего кафедрой о допуске работы к защите  и подпись научного руководителя, подтверждающего готовность курсовой работы.

Оглавление (содержание), которое располагают после титульного листа, печатается шрифтом Times New Roman № 14 или  Arial №12 через полтора интервала, разделы отделяются пробелом в два интервала

Текст дипломной работы следует печатать шрифтом № 14 Times New Roman или  Arial №12 через полтора интервала, соблюдая следующие размеры полей по ГОСТ 7.32-91: левое - не менее 30 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее - не менее 15 мм, нижнее - не менее 20 мм.

Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Заголовки разделов оформляют симметрично тексту, заголовки подразделов - с абзаца. Расстояние между заголовками и текстом должно быть увеличено для выделения заголовка.

Заголовки разделов печатаются прописными буквами, заголовки подразделов - строчными буквами. Заголовки не подчеркиваются, в конце их точки не ставятся.

Заголовки разделов и подразделов нумеруются арабскими цифрами. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой.

Список использованных источников и литературы печатается через два интервала, каждое название начинается с абзаца.

Каждое приложение следует начинать с нового листа, в правом верхнем углу которого пишется слово “Приложение” и номер, обозначенный арабской цифрой (без знака №), например: Приложение 1. В левом нижнем углу следует указать, на основании каких источников составлено приложение.

 

4.2. Нумерация страниц

 

Страницы курсовой работы нумеруются арабскими цифрами. Титульный лист и оглавление (содержание) включают в общую нумерацию работы, но номера страницы на них не ставят. Нумерация страниц производится последовательно, начиная с третьей страницы (введение), на которой, так же как и на последующих страницах, проставляют номер в правом верхнем углу без знаков препинания.

 

4.3. Порядок оформления таблиц, графического материала, формул расчетов

 

Таблица имеет два уровня членения: вертикальный - графы; горизонтальный - строки. Графы и строки таблицы должны иметь заголовки, выраженные именем существительным в именительном падеже. Подзаголовки граф и строк должны быть грамматически согласованы с заголовками. В заголовках и подзаголовках граф и строк таблицы употребляются только общепринятые сокращения и условные обозначения. Графы таблицы должны быть пронумерованы, если таблица располагается более чем на одной странице. Графу “№ п/п” в таблицу включать не следует.

Каждая таблица должна иметь заголовок. Заголовок и слово “Таблица” начинаются с прописной буквы. Заголовок не подчеркивается. Заголовок таблицы помещают на следующей строке от слова “Таблица” посередине страницы.

Они должны иметь сквозную нумерацию. Знак № при нумерации таблиц не ставится. Разрывать таблицу и переносить ее часть на другую страницу можно только в том случае, если она целиком не умещается на одной странице. При переносе части таблицы на другую страницу над таблицей в правом верхнем углу страницы следует написать "продолжение таблицы" и указать ее номер.

Если таблица заимствована или рассчитана по данным статистического ежегодника или другого литературного источника, надо обязательно делать ссылку на первоисточник (рассчитано по данным …).

Графический материал должен иметь название, которое помещается слева под рисунком.

Под графическим материалом, при необходимости, помещают поясняющие данные.

Графический материал нумеруется арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Таблицы и графический материал должен располагаться непосредственно после текста, в котором о нем упоминается впервые, или на следующей странице, а при необходимости - в приложении к курсовой работе.

Формулы расчетов в тексте надо выделять, записывая их более крупным шрифтом и отдельной строкой, давая подробное пояснение каждому символу, когда он встречается впервые. Рекомендуется нумеровать формулы в пределах каждого раздела.

Не следует приводить формулы и описывать методы, содержащиеся в специальной статистической литературе. Лучше сослаться на соответствующую литературу.

 

4.4. Научно-справочный аппарат

 

Научно-справочный аппарат курсовой работы содержит: список использованных источников и литературы и подстрочные ссылки.

Список использованных источников и литературы печатается через 1,5 интервала. Иностранные источники располагают в алфавитном порядке, причем сначала перечисляется литература на языках, в основе которых лежит латиница, затем – кириллица и иероглифическое письмо.

Подстрочные ссылки печатаются через один интервал. Расстояние между списком и подстрочными ссылками составляет 2 интервала. 

 

 

5. ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 

 

Выполненная студентом курсовая работа сдается на кафедру Кино и современного искусства в сроки, отведенные для рецензирования научным руководителем. В рецензии на курсовую работу содержится предварительная оценка в форме вывода: «Работа допускается к защите с оценкой …» или «Работа не допускается к защите». Окончательная оценка дается после защиты. Если работа не допущена к защите, то она должна быть студентом переработана в соответствии с рецензией и вновь представлена на кафедру.

Курсовая работа, подготовленная без соблюдения правил, изложенных в рекомендациях к подготовке, оформлению и выполнению курсовых работ, к защите не допускается.

В ходе защиты курсовой работы задача студента – показать углубленное понимание вопросов конкретной темы, хорошее владение материалом по теме.

Процедура защиты включает следующие этапы:

-     сообщение студента об основном содержании работы;

-     ответы студента на вопросы.

Студент должен тщательно подготовиться к защите курсовой работы. Общая схема доклада (на 5-7 минут):

-         следует дать краткое обоснование темы, показать ее актуальность;

-         указать, какова цель работы;

-         раскрыть, какие результаты достигнуты в ходе исследования и что сделано лично студентом;

-         изложить вытекающие из проведенного исследования основные выводы.

Краткий доклад должен быть подготовлен в письменном виде, но выступать на защите следует, не зачитывая текст.

Доклад необходимо иллюстрировать презентациями: фотоматериалом, таблицами, схемами, подготовленными заблаговременно. Презентации должны включать 6-7 листов. В некоторых случаях возможна и демонстрация анализируемых объектов – произведений искусства (отрывков из кинофильмов, произведений изобразительного искусства и т.д.), в случае, если это не противоречит действующему законодательству и не нарушает процедуру защиты

 

Оценка результатов защиты дипломной работы производится коллегиально членами комиссии, присутствующими на защите курсовой работы. При оценке принимаются во внимание оригинальность и научно-практическое значение темы, качество выполнения и оформления работы, а также содержательность доклада и ответов на вопросы. Оценка объявляется после окончания защиты всех курсовых работ.

 Оценивается курсовая работа по 4-х балльной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

Оценку «отлично» получают те работы, в которых содержатся элементы научного творчества, делаются самостоятельные выводы, дается аргументированная критика и самостоятельный анализ фактического материала на основе глубоких знаний экономической литературы по данной теме, представлен четкий доклад и получены полные ответы на предложенные вопросы.

Оценка «хорошо» ставится тогда, когда в работе полно и всесторонне освещаются вопросы темы, но нет должной степени теоретических обобщений, выводы недостаточно самостоятельны, ответы на вопросы не всегда полны.

Оценка «удовлетворительно» студент получает в случае, когда не может ответить на вопросы и замечания, не вполне владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной проблемы.

При неудовлетворительной оценке курсовой работы студент имеет право повторно ее защищать после доработки и внесения исправлений в сроки, определенные кафедрой.

 

 

 

 

Образец оформления титульного листа курсовой работы

 

МИНОБРНАУКИ  РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

 

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

 

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА

 

 

Кафедра теории и истории искусства

 

 

Никитина Анна Павловна

ВЛИЯНИЕ УЧЕНЫХ АНТИКВАРОВ Н А МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ И РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ПАМЯТНИКОВ ДРЕВНОСТИ.

 

Направление подготовки 50.03.03 «История искусств»

Профиль «История зарубежного искусства»

Курсовая работа студента __ года обучения

 

 

 

Допущена к защите на кафедре ТИИ

заведующий кафедрой 

д-р. искусствоведения, проф. 

__________ Л.Ю. Лиманская

«  » __________ 2016 г.                                                                                                                                                      

 

 

Научный  руководитель 

_____________ 

 

 

МОСКВА 2016

 

 

 

 

Москва  Приложение 2

 

Содержание

Введение………………………………………………………...................................................................................................................................................……………3

ГЛАВА 1. Методы изучения и художественной репрезентации археологических артефактов в трудах  Пирро Лигорио………………………………………………………..10

ГЛАВА 2. Роль Афанасия Кирхера и его художественного собрания в развитии антикварной науки XVIII века………………………………………………….......………...17

ГЛАВА 3. Методы изучения и художественной репрезентации археологических артефактов в трудах  Бернара де Монфокона ……………………………………….21

ГЛАВА 4. Роль Барона Филиппа фон Стоша и его художественного собрания в развитии антикварной науки XVIII века……………………….......................................................................................................................................................................................    29

ГЛАВА 5. Роль Кардинала Алессандро Албани и его художественного собрания в развитии антикварной науки

XVIII века....................................................................................................................................................................................................34

ГЛАВА 6. Методы изучения и художественной репрезентации археологических артефактов в трудах  Иоганан Иоахима Винкельмана…………….……….…36

6.1. Коллекция Барона фон Стоша……………………………………………………………….............................................................................................................……37

6.2. Теория и методология изучения античного искусства в «Истории искусства древности»……………..………………….......................................……………….….39

ГЛАВА 7. Методы изучения и художественной репрезентации археологических артефактов в трудах  Джованни Батиста Пиранези……………………..………42

7.1 Роль археологической топографии в творчестве Дж.Пиранези………….............................................................................................................51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………........................................................................................................................................................……...57

Списоклитературы………………………………....................................................................................................................................................……………..59

Приложения…………………………………………….......................................................................................................................................................………….65