Алла Александровна Аронова. Кандидат искусствоведения, доцент. Член ICOM (International Council of Museums). Член редколлегии журнала «Искусствознание».

Специалист в области истории русской и западноевропейской архитектуры Позднего Средневековья, раннего Нового и Нового времени. Занимается проблемами влияний и связей русской и западноевропейской теории и практики 16–18 веков. Изучает своеобразие художественного оформления праздничных мероприятий, государственных торжеств и церемоний в России в 17–18 веков. Сотрудничает с рядом европейских и американских библиотек и университетов (The Hagley Museum and Library (USA), The Department of Architectural History of Royal Institute of Technology  (KTH) Stockholm, Herzog August Bibliotek, The Fine Art History Department of Hamburg University, Queen Mary, University of London, Delft University of Technology).

Участвует в проекте издания новой истории русского искусства в Государственном институте искусствознания.

 

В РГГУ читает следующие курсы:

Анализ памятников объемно-пространственных искусств. Раздел «Архитектура».

Курс посвящён методам описания и анализа памятников архитектуры. В нем рассматриваются такие аспекты архитектуры как своеобразие ее художественного языка, материалы, градостроительное положение, объемно-пространственная композиция, планировка, принципы ордерного построения и др.

Основы русского искусства 18 века.

Курс посвящен основным проблемам русского искусства Нового времени (18 в.). В основе его построения лежит принцип рассмотрения материала по периодам правления (Петр I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II, Павел I, Александр I). Рассматривается характер перехода русского искусства из состояния затянувшегося Средневековья к новым формам и принципам. Ключевая роль для этого периода отводится архитектуре, прослеживается становления новых живописных жанров (портрета, пейзажа, исторической картины) и развитие новых видов искусства (скульптура, печатная графика).

Основы искусства эпохи Возрождения.

Курс посвящен истории искусства Возрождения в Италии и Северной Европе. Итальянское искусство рассматривается в рамках классической периодизации (Проторенессанс, Кватроченто, Высокое Возрождение, Позднее Возрождение). Искусство Северного Возрождения представлено в двух основных периодах (15 и 16 вв). Прослеживается своеобразие развития основных видов искусства (архитектура, живопись, скульптура) в рамках каждого периода. Показано своеобразие регионального ренессансного движения.

Основы западноевропейского искусства 17-18 веков.

Курс посвящен проблемам западного искусства эпохи барокко и Просвещения. Изучаются ключевые региональные европейские школы (Италия, Франция, Англия, Испания, Германия, Голландия, Фландрия). Особое значение уделяется стилевым характеристикам и их изменениям на протяжении двух веков в разных видах искусства (барокко, классицизм, неоклассицизм, реализм, рококо).

Спецкурс: Палладианство в западноевропейской и русской архитектуре 17–20 веков.

Спецкурс посвящен изучения феномена палладианства в архитектуре стран Европы и Америки. Анализируются принципы система архитектора Андреа Палладио и демонстрируется, каким образом они понимались на протяжении нескольких веков в разных европейских школах и различными мастерами.

Спецкурс: Праздничная и церемониальная культура России Нового времени (художественный аспект).

Курс посвящен феномену временной архитектуры, которая становится одним из главных средств художественного оформления публичного торжества в России в 18 в. Изучаются такие формы временной архитектуры, как триумфальная арка, павильон, декорация улиц и площадей, оформление банкетов и маскарадов, фейерверк и др.

 

Публикации:

1.         Северный маньеризм или нарышкинское барокко // Проблемы русской художественной культуры. М., 1991. С. 39 – 42.

2.         Архитектурные связи России с Северной Европой в последней четверти XVII – первой четверти XVIII вв. Автореферат на соис. уч. степени к. иск. М., 1993.

3.         Маньеризм - классицизм - барокко // Барокко в России. М., 1994. С. 70 – 80.

4.         Западноевропейское искусство к. XIV - к. XIX вв. Учебная программа. Факультет Музеологии РГГУ. М., 1994.

5.         Графика начала XVIII века как источник представлений о ранних усадьбах Петровского времени // Источники по истории русской усадебной культуры. Я.Поляна - Москва, 1997. С. 84 – 90.

6.         Воля Петра и сила обстоятельств: первые десять лет архитектурной истории Петербурга // Архитектура в истории русской культуры. В. 4. Власть и творчество. М., 1999. С. 92 - 99.

7.         Усадьба Николая Бидлоо: первый голландский сад в Москве // Русская усадьба. В. 5 (21). М., 1999. С. 181-194.

8.         Искусство первой половины XIX  века. Живопись Англии  // Энциклопедия для детей. Искусство. Т. 7. Ч. 2. М., Аванта +. С. 247 – 257.

9.         Искусство первой половины XIX  века. Искусство России  // Энциклопедия для детей. Искусство. Т. 7. Ч. 2. М., Аванта +. С. 265 – 278, 281, 292.

10.       Искусство второй половины XIX  века. Введение. Искусство Западной Европы. Живопись Франции. Архитектура и скульптура. Живопись Англии  //  298 – 344, 348 – 356.

11.       Искусство рубежа XIX – XX веков. Введение. Искусство Западной Европы. Архитектура. Скульптура. Модерн и символизм в живописи и графике  // Энциклопедия для детей. Искусство. Т. 7. Ч. 2. М., Аванта +. С. 398 – 425, 432 – 442, 453 - 458.  

12.       «Правило о пяти чинех Джакомо Барроция Давигнолы». Первая архитектурная грамматика в России // Искусствознание 1’ 00. М., 2000. С. 287 – 298.

13.       Анализ памятников архитектуры. Программа лекционного курса. М., 2000.

14.       История архитектуры и градостроительства Москвы. Программа лекционного курса. М., 2000.

15.       Самодержец Российский или волонтер посольский: парадокс об одном актере. // 18 век: Ассамблея искусств. Взаимодействия искусств в русской культуре 18 века. М., 2000. С. 194 – 203.

16.       Сады Петра Великого: личная страсть или государственная целесообразность. // Искусствознание - 1/01. М., 2001. С. 263 – 275.

17.       Петропавловская крепость: градостроительный миф или историческая реальность. // Искусствознание - 2/01. М., 2001. С.  370 – 380.

18.       Русское искусство 18 – пер. тр. 19 вв. Программа лекционного курса. М., 2001.

19.       Архитектурная практика начала 18 века в свете голландских впечатлений Великого посольства // Искусствознание – 1/02. М., 2002. С. 356 – 367

 

20.       «Северный маньеризм» как форма художественного мышления переходного времени. К вопросу об особенностях «нарышкинского стиля» // Искусствознание – 2/02. М., 2002. С. 334 – 374

21.       «…приятный дом в итальянском стиле…»: «Италия» в России петровского времени // Искусствознание 2/03. М., 2003. С.56 – 67

22.       St. Peter and Paul Fortress in S-Petersburg: Town-Planning Myth and  Historical Reality // Rossica. Spring/Summer 2003, 10/11. P. 26 – 38.

23.       Церемониальные новации Лжедмитрия I: случайность или сознательный выбор // Искусствознание 2/05. М., 2005. С. 156 – 182.

24.       «Свадьба Лжедмитрия и Марины Мнишек: европейский церемониальный спектакль на российской сцене» // Пинакотека. 2005. С. 6 - 17;

25.       73 дня из жизни архитектора Петра Еропкина // Век Просвещения. Вып. 1. М., 2006. С. 439 – 451.

26.       Василий Иванович Баженов // Вестник истории, литературы, искусства. Т. 2. М., 2006. С. 329 – 340.

27.       Азовский триумф 1696 года как первое государственное торжество Петра I. К вопросу о сложении сценографии публичного праздника Нового времени // Искусствознание 2/06. М., 2006. С. 61 – 83.

28.       К вопросу об источниках происхождения некоторых форм в русской архитектуре Позднего Средневековья // Искусствознание  1-2/07. М., 2007. С. 54 -55.

29.       Императорский финал: Погребение Петра I как последнее придворное торжество государя-реформатора //  Искусствознание 3-4/07. М., 2007. С. 108 – 142.

30.       Словарь архитекторов и мастеров строительного дела Москвы XV – середины XVIII века. М., 2007. 43 статьи.

31.       Отношение к наследию А. Палладио в русской архитектурной практике первой трети XVIII  века // Искусствознание 3-4. 2009. C. 15-32.

32.       Аронова А.. К вопросу о природе ордера в русской архитектуре позднего Средневековья // Древнерусское искусство: Идея и образ. Опыт изучения визуального и русского искусства. Отв. ред. А.Л.Баталов и А.С.Смирнова. М.: Северный паломник, 2009 (выш в 2010). С. 16 – 27.

33.       Огненные сады Елизаветы Петровны // Искусствознание 3-4/ 2012. C.239-261.

34.       Коронационные торжества в Кремле в первой половине и середине 18 в.: К проблеме архитектурного оформления праздника // Московский Кремль XV столетия. Т. 2. Архангельский собор и колокольня «Иван Великий» Московского Кремля. 500 лет. М: Арт-Волхонка, 2011. С. 330-344.

35.       Огненные сады Елизаветы Петровны // Искусствознание 3-4. 2012. C.239-261.

36.       Польский парапет и его отражение в русской архитектуре позднего 17 века. // Искусствознание. 1-2. 2013. С. 287-305.

37.       Отражение идей Анре Ленотра в садово-парковом искусстве России первой трети 18 века // Искусствознание. 3-4. 2013. С. 7- 27.