Долгих Елена Владимировна - доцент, ст. н.с. музея ДПИ


 Елена Владимировна Долгих. Кандидат искусствоведения. Член НОЭКСИ (Независимой организации экспертов искусства). Аккредитована при международной конфедерации антикваров, награждена медалью к 850-летию Москвы.

Родилась 1 февраля 1947 года. В 1970 году закончила МГУ им. М.В. Ломоносова, с 1970 по 1977 год работала в Государственном музее керамики и Усадьбе Кусково XVIII в. В 1977 году поступила в аспирантуру ВНИИИЗ (Всеросийский научно-исследовательский институт искусствознания). После окончания аспирантуры до 1986 года работала во ВНИИИЗ, с 1986 по 2008 год – во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства заместителем директора по научной работе. С 1978  года совмещала музейную работу с преподавательской: читала курс лекций по истории русского декоративно-прикладного искусства в МГУ им. М.В. Ломоносова (до 1990 года, с 2009 года курс возобновился). С 1992 года – курс лекций по истории зарубежного декоративно-прикладного искусства в РГГУ. С 2008 года работает на кафедре Всеобщей истории искусств в качестве доцента. Занимается экспертной работой в области художественного стекла и осветительных приборов.

Сфера интересов: История декоративно-прикладного зарубежного и русского искусства. История русского и зарубежного стекла и осветительных приборов. История вещей, создающих основу развития жилой среды в пространстве интерьера. История художественных стилей.

Опубликовано более 50 статей и книга: Русское стекло XVIII века. Собрание Государственного музея керамики и "Усадьба Кусково XVIII в.". М. : Искусство, 1985. Завершается работа над монографиями: «Русское стекло XVIII–XIX веков. Время и стиль», «История зарубежного стекла».

 

В РГГУ читает следующие курсы и спецкурсы:

1. История зарубежного декоративно-прикладного искусства (от древности до начала ХХ в.).

Декоративно-прикладное искусство – это самостоятельный вид художественной деятельности в системе пространственно-пластических искусств. История декоративно-прикладного искусства – это, по сути, история вещного мира, созданного ручным трудом, это история художественного ремесла. Цель курса — ознакомить слушателей с процессом развития основных видов художественного ремесла, материалов и способов их художественной обработки, начиная от Древнего Египта и завершая западноевропейским искусством первой половины XX в. Содержание лекций знакомит слушателей с основными стилевыми направлениями и художественными тенденциями эволюции этого вида творческой деятельности человека, так как «… при изучении стиля какого-нибудь определенного времени полезнее исходить от прикладных искусств, … они развиваются в более тесной связи с повседневной жизнью и выражают стиль жизни, стиль времени непосредственнее, чем свободно и независимо творящие высокие искусства» (Кубе А.Н. История фаянса, Берлин, 1923, с.12). Роль декоративно-прикладного искусства в интерьере очень велика, так как именно этот вид творчества формирует жизненную среду, в которой отражается лицо эпохи, характер, идеи и настроение времени.. Цель курса лекций дать представление о главных исторических этапах и художественной эволюции предметного мира в жилой среде, о наиболее характерных материалах и видах ремесла, а также методике описания и анализа интерьерного пространства и предмета.

2. История зарубежного и русского стекла (от древности до начала ХХ в.). Методика атрибуции.

 Цель лекционного курса— ознакомить слушателей с одной из древнейших отраслей художественного ремесла — стеклоделием. Стекло – материал, созданный опытным путем более 5 тысяч лет назад, является продуктом цивилизации, отражающим уровень ее развития. Согласно заявленной тематике курса, слушатели получат определенную методику атрибуции стекла, основанную, прежде всего, на изучении истории развития этого материала, технологии его изготовления, формообразования и декорирования.

3. Хроники вещей – люстра, зеркало, камин, сосуд для ароматов (спецкурс).

Камин, люстра, зеркало представляют собой целостный интерьерный комплекс, который сложился в эпоху барокко. Они образуют своего рода блок, активизирующий внутреннее пространство и преобразующий его. На протяжении столетий их взаимосвязь развивалась в согласии с эволюцией художественных стилей. Высот своего развития этот комплекс достиг в XVIII столетии и сохранил активную жизнеспособность до начала ХХ века. В последние годы возрос интерес к синтезу люстры, зеркала, камина, но, к сожалению, история развития этих основополагающих объектов интерьера недостаточно освещена в научной литературе. В жилой среде огромную роль играют также ароматы, к которым прибегали во все времена с глубокой древности. Они являлись необходимым дополнением к пониманию стилевой культуры исторического времени, а сосуды, предназначенные для душистых веществ, отражали эстетические вкусы эпохи. Эволюция сосудов для ароматов, созданных из разнообразных материалов, также недостаточно изучена в научной литературе, поэтому тема спецкурса актуальна.

 

Основные публикации:

  • Бидермайер в русском стекле / Е. Долгих // Пинакотека. – 1998. - № 4. – С. 56-61 : цв. ил.
  • Бидермайер и мальцовское стекло / Е. Долгих // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. 2004. № 5. С. 32-37 : цв. ил.
  • Бидермайер и мальцовское стекло./ Долгих Е.В. // Павловские чтения. Сборник материалов научных конференций 1996 – 1997 гг. СПб.: Павловск. 1998. 229 с. С.101 – 111.
  • Бидермайер как стиль жизни (к вопросу взаимоотношения русской и западноевропейской художественной культуры) / Е. Долгих // Научные чтения памяти В. М. Василенко : сб. ст. : вып. II / Всерос. музей декор.-прикл. и нар. искусства. М.: 1998. С. 11-18.
  • Богемское стекло в стиле бидермайер / Е. Долгих // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. 2006. № 4. С. 4-17, цв. ил.
  • Западноевропеский бидермайер и Бахметевское стекло / Е. Долгих // Кучумовские чтения : сб. материалов науч. конф. / Гос. музей-заповедник "Павловск". СПб.; Павловск : [б. и.], 1996. С. 153-168
  • Камея работы великой княгини Марии Федоровны / Е. Долгих // Русское искусство. 2006. № 3. С. 76-83 цв. ил., портр.
  • "Ловушка" для запахов / Е. Долгих // Ароматы мира : [энциклопедия] / [отв. ред. А Дмитриева]. М.: 2005. С. 160-173, цв. ил.
  • Мифы и реалии советского хрусталя / Е. Долгих // ХХ век. Эпоха. Человек. Вещь : cб. ст./ Всерос. музей декор.-прикл. и нар. искусства. М.: 2001. С. 212-218.
  • Некоторые проблемы развития современного хрусталя / Е. Долгих // Декоративное искусство, 1984, №7, ил.
  • Памятный хрусталь / Е. Долгих // Русское искусство. 2004. № 2. С. 126 : цв. ил.
  • Репрезентативный кубок XVIII в. (к проблеме стиля) / Е. Долгих // Сборник научных трудов сотрудников Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства / М.: ВМДПНИ, 2003. С. 52-58.
  • Русское стекло конца XVIII – начала XIX века / Е. Долгих // Русский классицизм второй половины XVIII – начала XIX века : [сб. ст.]. М.: 1994. С. 127-137, цв. ил.
  • Стекло Фомы Мальцова / Е. Долгих // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. 2002. № 8-9. С. 72-79, цв. ил.
  • Стекольщик из Нанси (художник Э.Галле) / Е. Долгих // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. 2003. № 10 (11). С. 34-41, цв. ил.
  • Французские мастера (стекло 17 – 19 вв.) / Е. Долгих // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. 2003. № 11. С. 72-80, цв. ил.
  • Pate de verre // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. 2006. № 1-2 (34). С. 54-61, цв. ил.
  • Старинное английское стекло /Е.Долгих // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. 2007. № 1-2 (44). С. 30-44, цв. ил.
  • Вечно прекрасный Лалик /Е.Долгих // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. 2007. № 5 (47). С. 10-20, цв. ил.
  • Бидермайер и русский интерьер 19 века / Е.Долгих // Русское искусство. 2007 № 3. С. 22 – 31, цв.ил.
  • Ампир - стиль империи /Е.Долгих // Русское искусство 2009 № 4. С. 28 – 37, цв. ил.
  • «Фасон де венис» в русском стекле. / Долгих Е.В. // Русское искусство (тема номера «Россия - Италия. Диалог культур».) М.: 2011, № II. С 38 – 46, цв.ил.
  • Цветное стекло в ХVIII веке. / Долгих Е.В. /Русское искусство(тема номера «Вещь в зеркале искусства»). М.: 2011, № III. С. 16 – 26, цв. ил.
  • Венеция и стекло Мурано эпохи Ренессанса. / Долгих Е.В. // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. М.: 2011, №10 (90) октябрь. С.58 – 78, цв. ил.
  • Европейское стекло эпохи барокко в стиле «фасон де венис». / Долгих Е.В. // Искусствознание. Журнал по истории и теории искусства. М.: 2011. № 3 - 4 11. С. 395 – 409, ил.
  • Предшественники Галле. Французское авторское стекло 1860 – 1880х годов./Долгих Е.В.// Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. 2012. № 1 - 2 (93), январь – февраль. С. 42-54, цв. ил.
  • Царицыно. Музей-Заповедник. Стекло французского модерна. Частная коллекция. Каталог выставки. М.: Восточно-Европейский антикварный дом, 2013. 96 с., ил.