Долгих Елена Владимировна - доцент
Елена Владимировна Долгих. доцент кафедры теории и истории искусства. Член НОЭКСИ (Независимой организации экспертов искусства). Аккредитована при международной конфедерации антикваров, награждена медалью к 850-летию Москвы.
Родилась 1 февраля 1947 года. В 1970 году закончила МГУ им. М.В. Ломоносова, с 1970 по 1977 год работала в Государственном музее керамики и Усадьбе Кусково XVIII в. В 1977 году поступила в аспирантуру ВНИИИЗ (Всеросийский научно-исследовательский институт искусствознания). После окончания аспирантуры до 1986 года работала во ВНИИИЗ, с 1986 по 2008 год – во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства заместителем директора по научной работе. С 1978 года совмещала музейную работу с преподавательской: читала курс лекций по истории русского декоративно-прикладного искусства в МГУ им. М.В. Ломоносова (до 1990 года, с 2009 года курс возобновился). С 1992 года – курс лекций по истории зарубежного декоративно-прикладного искусства в РГГУ. С 2008 года работает на кафедре Всеобщей истории искусств в качестве доцента. Занимается экспертной работой в области художественного стекла и осветительных приборов.
Сфера интересов: История декоративно-прикладного зарубежного и русского искусства. История русского и зарубежного стекла и осветительных приборов. История вещей, создающих основу развития жилой среды в пространстве интерьера. История художественных стилей.
Опубликовано более 50 статей и книга: Русское стекло XVIII века. Собрание Государственного музея керамики и "Усадьба Кусково XVIII в.". М. : Искусство, 1985. Завершается работа над монографиями: «Русское стекло XVIII–XIX веков. Время и стиль», «История зарубежного стекла».
В РГГУ читает следующие курсы:
1. История декоративно-прикладного искусства (от древности до начала ХХ в.).
Декоративно-прикладное искусство – это самостоятельный вид художественной деятельности в системе пространственно-пластических искусств. История декоративно-прикладного искусства – это, по сути, история вещного мира, созданного ручным трудом, это история художественного ремесла. Цель курса — ознакомить слушателей с процессом развития основных видов художественного ремесла, материалов и способов их художественной обработки, начиная от Древнего Египта и завершая западноевропейским искусством первой половины XX в. Содержание лекций знакомит слушателей с основными стилевыми направлениями и художественными тенденциями эволюции этого вида творческой деятельности человека, так как «… при изучении стиля какого-нибудь определенного времени полезнее исходить от прикладных искусств, … они развиваются в более тесной связи с повседневной жизнью и выражают стиль жизни, стиль времени непосредственнее, чем свободно и независимо творящие высокие искусства» (Кубе А.Н. История фаянса, Берлин, 1923, с.12). Роль декоративно-прикладного искусства в интерьере очень велика, так как именно этот вид творчества формирует жизненную среду, в которой отражается лицо эпохи, характер, идеи и настроение времени.. Цель курса лекций дать представление о главных исторических этапах и художественной эволюции предметного мира в жилой среде, о наиболее характерных материалах и видах ремесла, а также методике описания и анализа интерьерного пространства и предмета.
Основные публикации:
- Бидермайер в русском стекле / Е. Долгих // Пинакотека. – 1998. - № 4. – С. 56-61 : цв. ил.
- Бидермайер и мальцовское стекло / Е. Долгих // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. 2004. № 5. С. 32-37 : цв. ил.
- Бидермайер и мальцовское стекло./ Долгих Е.В. // Павловские чтения. Сборник материалов научных конференций 1996 – 1997 гг. СПб.: Павловск. 1998. 229 с. С.101 – 111.
- Бидермайер как стиль жизни (к вопросу взаимоотношения русской и западноевропейской художественной культуры) / Е. Долгих // Научные чтения памяти В. М. Василенко : сб. ст. : вып. II / Всерос. музей декор.-прикл. и нар. искусства. М.: 1998. С. 11-18.
- Богемское стекло в стиле бидермайер / Е. Долгих // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. 2006. № 4. С. 4-17, цв. ил.
- Западноевропеский бидермайер и Бахметевское стекло / Е. Долгих // Кучумовские чтения : сб. материалов науч. конф. / Гос. музей-заповедник "Павловск". СПб.; Павловск : [б. и.], 1996. С. 153-168
- Камея работы великой княгини Марии Федоровны / Е. Долгих // Русское искусство. 2006. № 3. С. 76-83 цв. ил., портр.
- "Ловушка" для запахов / Е. Долгих // Ароматы мира : [энциклопедия] / [отв. ред. А Дмитриева]. М.: 2005. С. 160-173, цв. ил.
- Мифы и реалии советского хрусталя / Е. Долгих // ХХ век. Эпоха. Человек. Вещь : cб. ст./ Всерос. музей декор.-прикл. и нар. искусства. М.: 2001. С. 212-218.
- Некоторые проблемы развития современного хрусталя / Е. Долгих // Декоративное искусство, 1984, №7, ил.
- Памятный хрусталь / Е. Долгих // Русское искусство. 2004. № 2. С. 126 : цв. ил.
- Репрезентативный кубок XVIII в. (к проблеме стиля) / Е. Долгих // Сборник научных трудов сотрудников Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства / М.: ВМДПНИ, 2003. С. 52-58.
- Русское стекло конца XVIII – начала XIX века / Е. Долгих // Русский классицизм второй половины XVIII – начала XIX века : [сб. ст.]. М.: 1994. С. 127-137, цв. ил.
- Стекло Фомы Мальцова / Е. Долгих // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. 2002. № 8-9. С. 72-79, цв. ил.
- Стекольщик из Нанси (художник Э.Галле) / Е. Долгих // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. 2003. № 10 (11). С. 34-41, цв. ил.
- Французские мастера (стекло 17 – 19 вв.) / Е. Долгих // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. 2003. № 11. С. 72-80, цв. ил.
- Pate de verre // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. 2006. № 1-2 (34). С. 54-61, цв. ил.
- Старинное английское стекло /Е.Долгих // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. 2007. № 1-2 (44). С. 30-44, цв. ил.
- Вечно прекрасный Лалик /Е.Долгих // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. 2007. № 5 (47). С. 10-20, цв. ил.
- Бидермайер и русский интерьер 19 века / Е.Долгих // Русское искусство. 2007 № 3. С. 22 – 31, цв.ил.
- Ампир - стиль империи /Е.Долгих // Русское искусство 2009 № 4. С. 28 – 37, цв. ил.
- «Фасон де венис» в русском стекле. / Долгих Е.В. // Русское искусство (тема номера «Россия - Италия. Диалог культур».) М.: 2011, № II. С 38 – 46, цв.ил.
- Цветное стекло в ХVIII веке. / Долгих Е.В. /Русское искусство(тема номера «Вещь в зеркале искусства»). М.: 2011, № III. С. 16 – 26, цв. ил.
- Венеция и стекло Мурано эпохи Ренессанса. / Долгих Е.В. // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. М.: 2011, №10 (90) октябрь. С.58 – 78, цв. ил.
- Европейское стекло эпохи барокко в стиле «фасон де венис». / Долгих Е.В. // Искусствознание. Журнал по истории и теории искусства. М.: 2011. № 3 - 4 11. С. 395 – 409, ил.
- Предшественники Галле. Французское авторское стекло 1860 – 1880х годов./Долгих Е.В.// Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. 2012. № 1 - 2 (93), январь – февраль. С. 42-54, цв. ил.
- Царицыно. Музей-Заповедник. Стекло французского модерна. Частная коллекция. Каталог выставки. М.: Восточно-Европейский антикварный дом, 2013. 96 с., ил.