Лиманская Людмила Юрьевна – профессор, доктор искусствоведения


 Людмила Юрьевна Лиманская. Доктор искусствоведения, профессор. Специалист по теории искусства, междисциплинарным проблемам методологии истории искусства, психологии искусства, историографии истории искусства. Член АИС, AICA, МСХ

 

Читаемые в РГГУ курсы:

Междисциплинарные подходы в современной истории и теории искусства.

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с междисциплинарными вопросами истории и теории искусства. В процессе изучения курса рассматриваются религиозно-эстетические, натурфилософские, семиотические контексты интерпретации образного языка изобразительного искусства. Цель курса – теоретический анализ междисциплинарных аспектов теории и истории языка изобразительных искусств

Специфика визуальности в изобразительных искусствах и архитектуре.

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с междисциплинарными вопросами истории и теории искусства. В процессе изучения курса рассматриваются религиозно-эстетические, натурфилософские, семиотические контексты интерпретации визуальности изобразительного искусства и архитектуры. Цель курса – историко-теоретический анализ и рекомендации методологических подходов к интепретации визуальности изобразительного искусства и архитектуры

Методология истории искусства.

Предмет курса – методологические направления развития истории искусства. Цель курса – сформировать у студентов представление об основных путях развития методологии истории искусства, продемонстрировать методологический потенциал и историческое своеобразие искусствоведческих школ и направлений.

Теория искусства.

Предмет курса –теоретический анализ языка изобразительных искусств в контексте исторического развития. Задача курса - обретение навыков работы с принципами философско-эстетической интерпретации  таких понятий как рисунок, цвет, свет, пропорции, композиция, художественное пространство. Цель курса – сформировать у студентов освоение основных понятий теоретического анализа изобразительных искусств в контексте их исторического функционирования. продемонстрировать междисциплинарный потенциал и историческое своеобразие теоретических школ и направлений.

Междисциплинарные подходы в современной истории и теории искусства.

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с междисциплинарными вопросами истории и теории искусства. В процессе изучения курса рассматриваются религиозно-эстетические, натурфилософские, семиотические контексты интерпретации образного языка изобразительного искусства. Цель курса – теоретический анализ междисциплинарных аспектов теории и истории языка изобразительных искусств.

 

Монографии:

Лиманская Л.Ю. Оптические миры: эстетика зрения и язык искусства. М.:РГГУ, 2008. - 351с. (21, 7 п.л.)

Лиманская Л.Ю. Теория искусства в аспекте культурно-исторического опыта. М.: РГГУ, 2004. - 224 с, 12 п.л.

Редактирование, участие:

1 Метаморфозы творческого Я художника / Кол. монография. Отв. ред. О.А. Кривцун. М.: Памятники исторической мысли, 2005.- 376С. 23,5 п.л. (глава «Некоторые особенности образа художника у античных и средневековых авторов». С.124-141. 1,5 п.л.

2.Искусство как сфера культурно-исторической памяти. Ответ ред. Л. Ю. Лиманская М.:РГГУ, 2008, 395с.(22 п.л.) статья: «Оптические миры и язык искусства в ракурсе культурной интроспекции» 1,5 п.л. СС.28-50

3. Визуальные стратегии в искусстве: свет, тень, отражение. Ответ ред. Л. Ю. Лиманская, К.Л.Лукичева. М.: РГГУ, 2006. статья: Язык изобразительного искусства в контексте истории представлений и зрении и видимом.

4. Визуальные стратегии в искусстве: свет, тень, отражение. Ответ ред. Л. Ю. Лиманская М.: РГГУ., 2007, Статья совместно с А.В.Костиным «К вопросу о влиянии трактата Ф.Агилона «Opticorum libri sex» на живописные эксперименты П.П.Рубенса.

5. Маски: от мифа к карнавалу. М., ГМИИ им. А.С. Пушкина, 2008. Статья «Семиотика тела: маска и жест в ракурсе иконологических интерпретаций» 1 п.л. с 182-195

6. Диалог культур и партнерство цивилизаций.VIII Международные лихачевские чтения. СПб, Университет профсоюзов, 2008, Статья "К вопросу о путях развития искусства ХХ-ХХI вв.: ирония и эпатаж или эстетика порядка?" (0,5 п.л).СС. 385-386

7. Историческая память в культуре Возрождения. М. Наука, 2009 ( в печ) Раздел: Картография как историческая память: от средневекового мистицизма к ренессансным studia humanitatis. 1 п.л

8. Стиль мастера. НИИ РАХ , М., 2009. статья « П.П.Рубенс: живопись и оптика» 1 п.л

 Программы курсов:

  • Лиманская Л.Ю. Теория искусства. Программа курса. М.:РГГУ, 2002;
  • Лиманская Л.Ю. Методология искусствознания. Программа курса. М.:РГГУ, 2000;
  • Лиманская Л.Ю. Описание и анализ произведений искусства Программа курса и Рабочая тетрадь студента. М.:РГГУ, 2000 – 2 п.л.

Статьи:

  • Эрнст Гомбрих и язык формы в теории искусства ХХ века.//Искусствознание 1/01М., М.:ГИИ МК, 2001, С.87-106. 1,5 п.л
  • Майкл Баксандалл: история искусств как сфера культурно-исторического опыта. //Искусствознание 2/02. М. ГИИ МК, 2002.С. 56-85. 1,5 п. л.
  • Магия памяти: об античных истоках творческой интроспекции //Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып.12. М.: ИВИ РАН, 2004.С.214-226. 1 п. л.
  • Поэтика визуальности и язык искусства.//Философские науки. №10, 2004. С.52-64. 1 п.л.
  • Вербальность и визуальность в контексте иконологических интерпретаций искусства. //Вестник МГУКИ №4, 2004.С.59-65.1 п.л.
  • Оптические иллюзии и пластические образы: игра подобий или эстетика обмана. // Киноведческие записки №70, 2004. С.249-259.
  • Глаз как «мастер астрономии»: универсальная механика и наука живописи Леонардо да Винчи. //ВИЕТ№№, 2006.
  • «Наука живописи» Леонардо да Винчи в контексте ренессансных представлений о зрении и видимом»//Художник №2, 2007, с.62-69.
  • Телесный экзис и язык искусства: проблемы социально-исторической интерпретации // Бренное и вечное: социально-мифологические и политико-философские измерения идеологии в «массовых обществах». Великий Новгород, 2007, (0,7 п.л).СС.181-185
  • Культура как живая система//Философско-культурологический альманах Берестень. - Великий Новгород, 2008. - с 23-29.
  • Эстетика симулакра или новая художественная мифология // Бренное и вечное: Социальные ритуалы в мифологизированном пространстве современного мира. Великий Новгород 2008, сс.174-179( 1 п л)
  • Язык скульптуры в аспекте оптико-анатомического опыта: историко-теоретический аспект//Философско-культурологический альманах «Берестень». Великий Новгород, 2009, (1 п.л.) С.59-65.
  • Роль карт и путеводителей в визуализации истории в программе studia humanitatis
  • Печ // Сб. научных статей «Визуальные стратегии в классическом и современном искусстве». М., РГГУ, 2011.
  • Ответственный редактор и составитель Сб. научных статей «Визуальные стратегии в классическом и современном искусстве». М., РГГУ, 2011
  • Ответственный редактор и составитель «Визуальные стратегии в классическом и современном искусстве» // Сборник научных статей. М., РГГУ, 2011
  • Неоэволюционизм и проблема образной памяти в западноевропейском искусствознании ХХ века // Философськi дослiдження Сбiрник наукових праць Східноукраїнський національний університет імені Володимира Даля. Випуск № 13 2011.
  • История искусства как живая система: методологические аспекты в искусствознании ХХ в. // Артикульт(Art&cult) 2011№1//articult.rsuh.ru, articult.me.
  • Гуманизм и «антикваризм» XV-XVI вв. // Артикульт(Art&cult). 2011№2 // articult.rsuh.ru, articult.me.
  • Искусствознание и антропология: пути взаимодействия // Научное искусство: Тезисы I Mеждународной научно-практической конференции. МГУ имени М.В.Ломоносова, 04-05.04.2012. М.: МИЭЭ, 2012. — 308 c., с.151-154
  • История изучения и загадки археологического проекта Рафаэля по восстановлению древнего Рима // Искусствознание 2012/ 1-2 С.258-288
  • Археологические опыты и историческая картография Рима нач. XVI в. (Рафаэль Санти, Андреа Фульвио, Фабио Кальво) // Сборник статей. Историческая память в культуре Возрождения. М., РОССПЭН, 2012. с. 308-317.
  • Южно-украинская живопись второй половины ХХ века между нонконформизмом и трансавангардом // Nota Bene:Культуры и искусства 2012 №2 c.177-196 // http://e-notabene.ru/ca/.
  • Историческая память места и времени: одесская школа живописи между классическим авангардом, нонконформизмом и трансавангардом // Культура и искусство" № 6(12), 2012 с.83-94.
  • Ломоносов и западноевропейские теории света и цвета середины XVIII века // Искусство и наука в современном мире. СПБ: РАН, РАХ, 2012 с. 67-71
  • Авангардные поиски в одесской школе живописи начала ХХ века // Культура и искусство 2013, №1, c. 88-95.
  • Учение М. В. Ломоносова о свете и цвете в контексте натурфилософии и художественных исканий середины XVIII века // Культура и искусство 2013, №2, с. 127-131
  • Натурфилософские и художественно-эстетические аспекты теории цветового зрения М.В.Ломоносова // Nota Bene:Культуры и искусств 2013 №1 c.1-12 // http://e-notabene.ru/ca/.
  • Культура как живая система: эволюционные аспекты в англо-американском искусствознании ХХ века // Культурно-политические аспекты американистики. Материалы международных конференций. М.:РГГУ, 2013. С.46-51.
  • E.Gombrich: semiotics of the body in the iconology interpretations // Iconology Old and New. Transregional Conference on the Move Croatia and Hungary, 2013. Conference abstracts, P.9.
  • Психоаналитические аспекты интерпретации гротеска и карикатуры в трудах Э. Гомбриха // Искусствознание 2013/ 2-3, c.44-61
  • Этнопсихология и эволюционизм в языкознании и искусствознании XX века // Метафизика креативности. Выпуск 6. (Под ред. д.ф.н., проф. А.Н.Лощилина).т М.: Издательство "Перо"2013 -178 с. С.101-113.