Соколов Борис Михайлович - профессор, доктор искусствоведения

Борис Михайлович Соколов. Доктор искусствоведения, профессор. Координатор Семинара РГГУ «История культурного ландшафта», член Правления Общества изучения русской усадьбы, автор и координатор образовательного проекта «Сады и время» - www.gardenhistory.ru.

Сфера интересов – междисциплинарная история искусств, проблемы искусства Европы и России XIX – ХХ веков, творчество В.В. Кандинского, трансформации массовой культуры в XVII – ХХI веках, история ландшафтного искусства Европы, России и стран Востока, ландшафтные путешествия и экскурсии, организация практической научной деятельности, пейзажная и архитектурная фотография, переводы исторических текстов.

 

Курсы лекций, читаемые в РГГУ

1. Введение в историю искусства  

Мультимедийный курс из пяти тысяч слайдов PowerPoint, помогающий понимать и воспринимать искусство, работать в области истории искусства и современной художественной жизни. Он дает концептуальный обзор ключевых эпох, памятников, персоналий и проблем истории искусства от палеолита до начала XXI-го века.

В курсе используется материал изобразительного искусства, архитектуры, кино и театра. Предусмотрены занятия в музеях, архитектурные экскурсии и практические занятия.

 

2. Русское искусство ХХ века 

Мультимедийный курс, посвященный проблемам, поискам и достижениям отечественного искусства 1880-2000-х годов. В полном объеме дается история идей, художественных течений, а также творческие биографии выдающихся живописцев, графиков, скульпторов и архитекторов, широко привлекается материал социальной и культурной истории, памятники театрального и киноискусства.

Курс состоит из трех частей:

1) Искусство Серебряного века: панорама художественной жизни, теории и практики символизма и стиля модерн в живописи и графике от Васнецова и Семирадского до Борисова-Мусатова и "Голубой Розы", в скульптуре от Антокольского до Матвеева и в архитектуре от Парланда до Фомина, а также в театральном и декоративно-прикладном искусстве.

2) Искусство авангарда: история развития идей авангарда и их реализации в русском искусстве и архитектуре дореволюционного (от Кузнецова до Малевича) и советского (от "Живскульптарха" до школы Филонова) периода.

3) От авангарда до концептуализма: построенная по периодам история отечественного искусства и архитектуры 1930 середины 1950-х годов от основания Академии художеств СССР до выставок нонконформистов и от Дворца Советов до высотных зданий Москвы, второй половины 1950-1970-х годов от начала "сурового стиля" до первых концептуалистов, 1980-2000-х годов от легализации художественных экспериментов до наших дней. 

Курс построен на обширном визуальном материале, сравнительном изучении художественных памятников и самостоятельных выводах участников группы, включает в себя просмотр и обсуждение кинофильмов, обогащающих понимание эпохи и стиля: "Аэлита" Протазанова и Экстер, "Счастье" и "Новая Москва" Медведкина, "Клятва" Чиаурели, "Неотправленное письмо" Калатозова и Урусевского, "Тема" Панфилова. В курсе используется натурная фотосъемка труднодоступных и малоизвестных памятников архитектуры: особняк Курлиной в Самаре, дом Городецкого в Киеве, усадьба фон Дервизов в Кирицах, Театр массовых действ в Ростове-на-Дону, Госпром в Харькове. Предусмотрены занятия в музеях и на выставках, архитектурные экскурсии. 

 

3. История садово-паркового искусства

Учебный курс, построен на методических разработках, фотоматериалах и двадцатилетнем экспедиционном опыте его автора. История садов и парков раскрывается с ее художественной стороны, памятник показывается как сплав исторического стиля, личности создателей, литературной программы, ландшафтной выразительности сада и опыта, который может быть использован в современном садоводстве.

Курс охватывает историю европейского и российского садового искусства от древневосточных истоков до ленд-арта и состоит из двух частей: 

1) Сады Европы: курс, посвященный важнейшим этапам истории и величайшим памятникам садового искусства Древнего Востока, Греции и Рима, Средних Веков, Возрождения и маньеризма, барокко, Просвещения, романтизма, "викторианской" эпохи, эпох модерна и ар-деко, концептуализма и ленд-арта. Особое внимание обращено на эпохи и памятники, давшие творческий импульс развитию садового искусства: Древний Рим (описания вилл Плиния Младшего, вилла императора Адриана в Тиволи, городские виллы Помпей и Геркуланума); итальянский маньеризм (сады Боболи, Пратолино, "парк чудовищ" в Бомарцо); английское Просвещение (Раушем, Стоу).

В курсе рассматриваются не только классические, общеизвестные садовые традиции (Италия, Испания, Франция, Британия), но и великие достижения садового искусства других стран Европы (Германия, Голландия, Швеция, Польша, Чехия), а также Северной Америки. 

2) Сады России: исторический курс, посвященный развитию и важнейшим памятникам отечественного садового искусства. В него включены материалы не только по Великороссии, но и по регионам, входившим в состав Российской империи на момент создания выдающихся памятников садового искусства (русская Финляндия, Украина, Литва, Латвия, Эстония). Особое внимание уделяется ныне существующим садам разных эпох и разных регионов: Валаам, Хмелита, Красный Рог, Овстуг, Тригорское, Софиевка и многим другим.

Курс проводится в форме мультимедийных лекций, иллюстрированных фотографиями, планами, схемами и историческими текстами.  

 

ПУБЛИКАЦИИ

  1. “Игра с лубком”. Художественная система русской народной гравюры и городской праздничный фольклор” // “Вопросы искусствознания” 4/1994, с. 151-168;
  2. “Не для почитания образов святых, но для пригожства...”. Икона, “фряжские листы” и ранняя русская ксилография” // “Герменевтика древнерусской литературы”, 7, Москва, 1994, с. 468-477;
  3. “Забывшее весь мир аллилуйя...”. Образ Москвы и тема города в творчестве Кандинского 1900-1910-х годов” // “Вопросы искусствознания”, 1-2/1995, с. 431-447;
  4. “Баба Яга деревяна нога едет с каркарладилом дратитися”: Слово в лубке как символ “письменной” культуры” // Живая старина, №3, 1995, с. 52-55;
  5. “Поэтический альбом В.В. Кандинского “Звуки” и роль книжной формы в создании абстрактного искусства” // “Книга в пространстве культуры. Тезисы научной конференции”, Москва, 1995, с. 59-62;
  6. “Великая Эпоха Духовности” и черты христианского апокрифа в эстетической теории В. Кандинского” // “Сотворение мира и начало истории в апокрифической и фольклорной традиции (на материале славянских и еврейских текстов). Тезисы докладов”, Москва, 1995, с. 63-66;
  7. “Остранение и третья культура” // “Вестник гуманитарной науки”, №1/1996, с. 39-44;
  8. “Картина В. Кандинского “Пестрая жизнь” и мессианизм в русском искусстве начала ХХ-го века” // “Библия в культуре и искусстве (Випперовские чтения - 1995)”, Москва, 1996, с. 217-250;
  9. “Русский Апокалипсис Василия Кандинского” // “Наше наследие”, №37 (1996), с. 97-108;
  10. Кандинский. “Куда идет “новое” искусство”: Тексты 1910-1920-х гг. Вступительная статья, подготовка текстов, переводы и комментарии // “Наше наследие”, №37 (1996), с. 80-96;
  11. “Кандинский и русская сказка” // “Живая старина”, 1996, №2, с. 7-11;
  12. “Русская эсхатология в живописи и поэзии В.В. Кандинского 1900-1910-х годов” // “Терентьевский сборник”, 1996, с. 133-150;
  13. “Кандинский. Звуки. Издание Салона Издебского. 1911”. История и замысел неосуществленного поэтического альбома” // “Литературное обозрение”, № 4/1996, с. 3-41;
  14. В. Кандинский. “Медленно исчезающее в зеленой траве...”: Стихи. Публикация и перевод с немецкого // “Новый мир”, № 1/1997, с. 214-218;
  15. “Русская смеховая культура в отражениях народного лубка” // “Традиционные формы досуга: История и современность”, Выпуск 7, Москва, 1996, с. 159-167;
  16. “Тема “духовного города” в творчестве В. В. Кандинского 1900-1910-х годов” // “Город и искусство: Субъекты социокультурного диалога”, Москва, 1997, с. 230-241;
  17. “Русский лубок как литературный жанр” // “Новое литературное обозрение”, № 22 (1996), с. 177-201;
  18. “Борьба за лубок в XIX-м веке” // “Живая старина”, №1/1997, с. 13-17;
  19. “Контрапункт Великого Завтра” и поэтический альбом В.В. Кандинского “Звуки” // “Вопросы искусствознания”, X (1/1997), с. 397-411;
  20. “Страх в глубине и предчувствий пороги...”: В. В. Кандинский и теория пророческого искусства” //  “Wiener Slawistischer Almanach”, 38 (1996), с. 75-96;
  21. “Синий всадник у подножия Монсальвата: Вагнеровская тема у Кандинского в 1900-1910-х годах” // “Вопросы искусствознания”, XI (2/1997), с. 185-197;
  22. “Бессмысленно, пестро и даже смешно...”. Цвет как художественное средство русской народной гравюры” // “Лотмановский сборник 2”, Москва, 1997, с. 39-45
  23. “Остранение как художественное средство русского народного искусства” // “Примитив в изобразительном искусстве. Материалы научной конференции ГТГ. 1995”, Москва, 1997, с. 83-98;
  24. “Лубок как художественная система” // “Вопросы искусствознания XII”, (1/1998), c. 342-355;
  25. “Темы Аполлона и Геракла в садовом искусстве” // “Искусствознание” 2/1998, с. 344-358;
  26. “Кандинский – коллекционер русского лубка” // “Многогранный мир Кандинского”, Москва, 1998, с. 50-71;
  27. “Кандинский как маргинальный художник” // “Традиции в контексте русской культуры”, Череповец, 1997, с. 129-137;
  28. “Контуры “Эпохи Великой Духовности” по литературным текстам В. Кандинского” // “Новый журнал” (Нью-Йорк) 213 (1998), с. 184-204;
  29. “Тезисы о лубке” // “Живая старина”, №1/1999, с. 27-29;
  30. В.В. Кандинский. “О понимании искусства: Стихотворения и статьи 1910-1920-х годов”. Вступительная статья, подготовка текста, перевод  и примечания // “Знамя”, №2/1999, с. 101-122;
  31. “Zum Stand der russischen Bilderbogenforschung“ // “Arbeitskreis Bild-Druck-Papier: Tagungsband Chemnitz 1997”, Bd. 1, Мюнстер, 1999, с. 45-53;
  32. “Лубок как художественная система” // “Мир народной картинки. Сборник”, Москва, 1999, с. 9-35;
  33. “Объединение "Синий всадник" и народная картинка” // “Мир народной картинки. Сборник”, Москва, 1999, с. 345-363;
  34. “Художественный язык русского лубка” (монография, 14 авторских листов), Москва, Издательский центр РГГУ, 1999;
  35. “Поэтический альбом В. В. Кандинского “Звуки”/”Klänge” и проблема культурного двуязычия” // “Россия и Германия (Випперовские чтения 1996-го года)”, Москва, 2000. с. 208-242;
  36. “Язык садовых руин” // “Arbor mundi / Мировое древо”, №7/2000, с. 73-106;
  37. “Поэзия Мурнау” // “Наше наследие”, №56, 2000, с. 129-136;
  38. Перевод и подготовка текстов: "Композиция 4", "Композиция 6", "Картина с белым краем", "Маленькие радости", "Кельнская лекция", "Ступени" // Кандинский В.В. “Избранные труды по теории искусства”, Москва, Гилея, 2000, Том 1;
  39. “Тема руин у Львова: между Просвещением и романтизмом” // “Гений вкуса”, Тверь, Тверской государственный университет, 2001, с. 135-149;
  40. “Альбом Графа Северного, или Сады Павла I” // “Наше наследие”, № 57, 2001, с. 2-23 (фотосъемка автора);
  41. Главы "Живопись итальянского Возрождения", "Города искусства", "Сады и парки", "Садовый алфавит" // “Искусство: Большая детская энциклопедия”, Москва, Российское энциклопедическое товарищество, 2001. с. 11-76, 445-542 (фото автора);
  42. “Садово-парковое искусство” // “Русское искусство: Иллюстрированная энциклопедия”, Москва, Трилистник, 2001, с. 449-452 (фото автора);
  43. “Садово-парковое искусство” // “Иллюстрированный словарь русского искусства”, Москва, Белый город, 2001, с. 407-410 (фото автора);
  44. “Британская теория пейзажного садоводства и ее место в культуре русского Просвещения” // “Философский век: Альманах. Выпуск 20. Россия и Британия в эпоху Просвещения”, Часть 2, Санкт-Петербург, 2002, с. 193-213;
  45. “Г. Семирадский и судьба античной темы в русском искусстве конца XIX – начала ХХ-го веков” // “Творча постать Г. Семирадського у контексті вітчизняної та свiтовой культури”, Харьков, 2002, с. 128-136;
  46. “Vasilii Kandinsky and the Theater of Crisis” // “Experiment”, Лос Анджелес, 8, 2002, с. 33-40;
  47. “Мир садов, или Живая книга” // “Новый Мир искусства”, №6/2002, с. 8-10 (фото автора);
  48. “Жребий Баженова” [рецензия на сборник “В.И. Баженов” серии "Мир художника"] // “Наше наследие”, №63-64, 2002, с. 202-203;
  49. “Зеркало России” [старинные географические карты из собрания А.Л. Кусакина] // “Наше наследие”, №63-64, 2002, с. 34-41;
  50. “Кандинский в Париже: одиночество авангарда” // “Новый Мир искусства”, № 3/2003, с. 24-26;
  51. “Бумажное эхо Японской войны” [о выставке лубков, посвященных русско-японской войне] // “Новый Мир искусства”, № 3/2003, с. 30-31;
  52. “Сады: зеленое каприччо” // “GEO”, №8/2003, с. 113-121 (фото автора);
  53. “Успеть до Метрополиса!” // “Новый Мир искусства”, № 4/2003, с. 14-15 (фото автора);
  54. “Виртуальность – утопия XXI-го века?” // “Новый Мир искусства”, № 5/2003, с. 6-9;
  55. “Мессианские мотивы в творчестве В.В. Кандинского 1900-1920-х годов (живопись, поэзия, театр)” // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения, Москва, 2003, 58 страниц;
  56. “180 Jahre russische Bilderbogenforschung” // “Arbeitskreis Bild-Druck-Papier: Tagungsband Bassano 2001”, Bd. 6, Мюнстер, 2003, с. 113-120;
  57. “Английская теория пейзажного парка в XVIII-м столетии и ее русская интерпретация” // “Искусствознание”, 1/2004, с. 157-190;
  58. “Руина как граница культурных миров” // “Тема руин в культуре и искусстве. Царицынский научный вестник”, Выпуск 6, Москва, 2003, с. 7-38 (фото автора);
  59. “Сатурн и воробей: Судьба и время в европейской садовой скульптуре” // “Новый Мир искусства”, №4/2004, с. 3-7 (фото автора);
  60. “Новый Кучук-Кой: "Академия художеств" Якова Евгеньевича Жуковского” // “Собрание”, №2/2004, с. 96-113 (фото автора);
  61. “Мистический Кандинский: К истории фантастических интерпретаций” // “Собрание”, №1/2005, с. 40-51;
  62. “Kandinsky and Messianic Theatre of the Russian Avant-garde” // компакт-диск "Violett Seminar", Kunsthogskolen Bergen; интернет-ресурс http://webster.khib.no/studenter/Violett/index.htm;
  63. “Серебряный призрак Большого балета: Фотографии Саши Мановцевой в галерее “М’Арс” // “Новый Мир искусства”, № 2/2005, с. 56-57;
  64. “Музыкальная светопись Борисова-Мусатова” // “Новый Мир искусства”, №4/2005, с. 5-7;
  65. “Пространство и время воображаемой архитектуры. Синтез искусств и рождение стиля: Царицынский научный вестник”, Выпуск 7-8, Москва, Пробел, 2005, 416 страниц, составление и научная редакция;
  66. “Чистосердечный читатель, рассказ о снах Полифила выслушай...”: Архитектура, эрудиция и неоплатонизм в романе Франческо Колонны; Франческо Колонна, “Любовное борение во сне Полифила” [Главы XXI-XXIV. Путешествие на остров Киферу], перевод с итальянского и комментарии // “Искусствознание”, 2/2005, с. 414-472;
  67. “Прощай, великая руина!” [о проекте реконструкции Большого дворца в Царицыне] // “Новый Мир искусства”, №5/2005, с. 71-74 (фото автора);
  68. “Черные рисунки Павла Третьякова” [Выставка ГТГ “Рисунок в собрании П.М. Третьякова”] // “Новый Мир искусства”, №5/2005, с. 83;
  69. “Каменный сад русского модерна” // “Наше наследие”, 75-76/2005, с. 150-165 (фото автора);
  70. “Садовое пространство: Материалы к словарю гуманитарной географии” // “Гуманитарная география”, Выпуск 2, Москва, 2005, с. 360-363;
  71. “Трудный Баженов и пленительный Львов: О типологии творческой личности” // “Собрание”, №1/2006, с. 16-25 (фото автора);
  72. “Томас Вейтли и рождение английской теории пейзажного парка”; Томас Вейтли. “Замечания о современном садоводстве, иллюстрированные описаниями” [Перевод с английского и комментарии] // “Искусствознание”, 1/2006, с. 136-185 (фото автора);
  73. “Образ сада в русском искусстве конца XIX – начала ХХ-го века” (глава из книги "Сады Серебряного века: Литература. Живопись. Архитектура") // “Искусствознание”, 2/2006, с. 177-245;
  74. “Садовая литература Европы и России: типология, поэтика, культурный диалог” // “Литература в диалоге культур – 4. Материалы международной научной конференции. 21-23 сентября 2006 г., Ростов-на-Дону”, Ростов-на-Дону, 2006, с. 320-326;
  75. “Томас Вейтли и Екатерина II: у истоков Царскосельской плантомании” // “Плантомания. Российский вариант. Материалы XII-й Царскосельской научной конференции”, Санкт-Петербург, 2006, с. 384-406 (фото автора);
  76. Томас Вейтли. “Замечания о современном садоводстве”. Фрагменты. Перевод с английского и вступительная статья // “Гуманитарная география”, Выпуск 3, Москва, 2006, с. 251-269;
  77. “История садово-паркового искусства. Программа курса” // “Гуманитарная география”, Выпуск 3, Москва, 2006, с. 486-508;
  78. “Проект научно-образовательного центра "Культурное пространство сада". Концепция и основные направления работы” // “Гуманитарная география”, Выпуск 3, Москва, 2006, с. 509-523;
  79. “Монрепо на романтической карте мира” // “Наше наследие”, 79-80/2005, с. 22-35 (фото автора);
  80. “Фотосудьба Александра Родченко” // “Новый Мир искусства”, №6/2006, с. 16-22;
  81. “Нацпроект “Верю!” // “Новый Мир искусства”, №1/2007, с. 16-17 (фото автора);
  82. “Терновый венец Иванова” // “Новый Мир искусства”, №1/2007, с. 34-35;
  83. “Краткая история мечты о Париже” (М. Герман, “В поисках Парижа или вечное возвращение”) // “Новый Мир искусства”, №1/2007, с. 69;
  84. “Прогулка по Эрменонвилю: от садовой идиллии Просвещения к пейзажной философии романтизма” // “Искусствознание”, 1-2/2007, с. 343-351 (фото автора);
  85. Рене-Луи де Жирарден. “О сочинении пейзажей или о средствах украсить природу вокруг своего жилища, сочетая приятное с полезным” [Глава XV], перевод с французского // “Искусствознание”, 1-2/2007, с. 352-354;
  86. “Прогулка, или Путеводитель по садам Эрменонвиля”, перевод с французского и комментарии // “Искусствознание”, 1-2/2007, с. 355-390;
  87. “Сады в искусстве: прекрасный сон или реальное чудо” // “Новый Мир искусства”, №2/2007, с. 35-36;
  88. “Бархатная провокация Пьера и Жиля” // “Новый Мир искусства”, №2/2007, с. 42-44;
  89. “Восточное крыло Александра Волкова” // “Новый Мир искусства”, №2/2007, с. 56-57;
  90. "Все Олимпы липовы, окромя Чукокколы!" [рецензия на новое издание альманаха "Чукоккала"] // “Новый Мир искусства”, №2/2007, с. 65-66;
  91. “Херматене, или Краткая история садовых эрмитажей” // Эрмитаж. № 7, лето 2007, с. 54-59 (фото автора);
  92. “Асимметричный ответ” [о выставке "Три столетия американского искусства" в ГМИИ имени А.С. Пушкина] // “Новый Мир искусства”, №4/2007, с. 2-5 (фото автора);
  93. “ХХ-й век на Крымском валу: конец истории?” // “Новый Мир искусства”, №4/2007, с. 6-9 (фото автора);
  94. “В сей келье меланхолии приют...”: Из истории садовых эрмитажей” // “Искусствознание”, 1-2/2007, с. 17-45 (фото автора);
  95. “Russische und Preußische Gärten zwischen Aufklärung und Romantik - Beziehungen und Parallelen”, // “Preußische Gärten in Europa: 300 Jahre Gartengeschichte”, Лейпциг, 2007, с. 84-89 (фото автора);
  96. “Russian and Prussian Gardens between Enlightenment and Romanticism – Relations and Parallels” // “Prussian Gardens in Europe: 300 Years of Garden History”, Лейпциг, 2007, с. 84-89 (фото автора);
  97. “Новый Ангеларий и все-все-все” // “Новый Мир искусства”, №5/2007, с. 11-13;
  98. “Дина Ходжаева: метресса в хан-атласе” // “Новый Мир искусства”, №5/2007, с. 68-69;
  99. “Садовая Библия Серебряного века” [рецензия на переиздание книги В.Я. Курбатова “Сады и парки”] // “Новый Мир искусства”, №5/2007, с. 73-74;
  100. “Правило из котораго великия можно вывести красоты!”: Вновь найденный экземпляр “Теории садового искусства” К.К.Л. Хиршфельда с заметками и рисунками Н.А. Львова” // “Из века Екатерины Великой: путешествия и путешественники. Материалы XIII-й Царскосельской конференции”, Санкт-Петербург, 2007, с. 454-478;
  101. “Юбилей без трех медведей” [выставка И. Шишкина в ГТГ] // “Новый Мир искусства”, №6/2007, с. 18-21;
  102. “Шелковый путь: от неолита до дефиле” [выставка “Шелковый путь” в ГИМ] // “Новый Мир искусства”, №6/2007, с. 112-113 (фото автора);
  103. “Новый ГМИИ: история или симфония?” [о новой экспозиции западноевропейского искусства] // “Новый Мир искусства”, №1/2008, с. 54-57;
  104. “Музей рисунков Анатолия Бакушинского” [выставка ГТГ “Вдохновленный рисунком”] // “Новый Мир искусства”, №1/2008, с. 64-66;
  105. “Лотрек – крутецкий художник” // “Новый Мир искусства”, №2/2008, с. 21-22;
  106. “Золотое Руно: от Врубеля к Малевичу” // “Новый Мир искусства”, №2/2008, с. 52-54;
  107. “Садовая история в России: рождение новой науки” // “Новый Мир искусства”, №2/2008, с. 69-71;
  108. “Вынесенный мозг, или Неведение Пригова” // “Новый Мир искусства”, №3/2008, с. 6-9;
  109. “Художник в дороге, или Критерий и пустота” // “Новый Мир искусства”, №4/2008, с. 12-13;
  110. “В тени русской акварели” // “Новый Мир искусства”, №4/2008, с. 38-42;
  111. “Астрахань: Эпоха Великой Духовности” // “Новый Мир искусства”, №4/2008, с. 53-54;
  112. “Детский сад Александра Бенуа” // “Вестник цветовода”, 12/2008, с. 20-21;
  113. “Цветы без запаха” Василия Кандинского: недописанная страница русского литературного авангарда” // “Искусствознание”, 3/2008, с. 260-288;
  114. “Новая жизнь старого сада, или Отдых восставших масс” // “Новый Мир искусства”, №5/2008, с. 22-25
  115. “Кусково: Шереметевское настроение” // “Новый Мир искусства”, №5/2008, с. 31-32;
  116. “Коврик в небеса” [о выставке “Рядом: цветная полоса в искусстве”] // “Новый Мир искусства”, №5/2008, с. 60-61;
  117. “Итальянский дебют русского пейзажа” // “Новый Мир искусства”, №5/2008, с. 74;
  118. “Журавли и березы: Два сада садовника Чехова” // “Вестник цветовода”, 21/2008, с. 42-44;
  119. “Еще одна Россия 1839 года, или Маленький Антикюстин” [“Русский дневник” Эугена Хесса] // “Новый Мир искусства”, №6/2008, с. 45-46;
  120. “Солнечное окно Уильяма Тернера” // “Новый Мир искусства”, №6/2008, с. 50-51;
  121. “Le theatre de Kandinsky et le symbolisme russe” // “Le dialogue des arts dans le symbolisme russe” / “Dossier dirige par Jean-Claude Marcade”, Лозанна, 2008, с. 234-252;
  122. “Русская Пруссия, или Рождение романтического сада” // “Наше наследие” 87-88/2008, с. 56-71 (фото автора);
  123. “Куриозник” Баженов и “артист” Львов: два типа творческой личности в культуре русского Просвещения” // “Курьез в искусстве и искусство курьеза. Материалы XIV Царскосельской научной конференции”, Санкт-Петербург, 2008, с. 377-392;
  124. “Магистратура пера” [выставка ГТГ “Маэстрия пера”] // “Новый Мир искусства”, №1/2009, с. 30-32;
  125. “Монрепо на карте романтической эпохи” // “Монрепо: альманах”, Выборг, 2010, с. 8-50 (фото автора).
  126. "Любовное борение во сне Полифила" – ренессансный архитектурный трактат и его место в культуре Европы и России // Россия-Италия. Общие ценности: Сборник научных статей XVII Царскосельской конференции. Санкт-Петербург, 2011. С. 471-484
  127. "Софиевка Потоцких в описаниях XIX века: рождение романтического образа" // Сборник научных статей XVII Царскосельской конференции. Санкт-Петербург, 2012
  128. Теория беспредметного искусства у В.В. Кандинского в 1920 – 1930-х годах. От социального пророчества к художественному мессианизму // Искусствознание 3-4/12. С. 171-191
  129. Городской сад: историческое наследие и культурные перспективы // Сад в городе: миф и реальность. Сборник материалов междисциплинарного семинара. Псков: Псковский государственный университет. 2012. С. 9-20
  130. История садов в России: опыт, проблемы, перспективы. Из истории Царицынского парка. Сост. и научная редакция Б.М. Соколова. М.: Пробел-2000, 2013. 340 С.
  131. «Правило из котораго великия можно вывести красоты»: вновь найденный экземпляр «Теории садового искусства» К.К.Л. Хиршфельда с заметками и рисунками Н.А. Львова // Н.А. Львов. Жизнь и творчество: Ч. IV. Сборник статей. Вышний Волочек: «Ирида-прос», 2013. С. 212-234
  132. Gaerten des Silbernen Zeitalters: Kuenstlerisches Leben und kuenstlerisches Umfeld an der Wende zum 20. Jahrhunderts // Die Gartenkunst 1/2013. S. 63-82

 

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНФЕРЕНЦИЙ

апрель 1997

“Мир народной картинки”, ГМИИ имени А.С. Пушкина.

декабрь 1999 –май 2000

“Искусство садов”, ГМИИ имени А.С. Пушкина.

октябрь 2002

“Тема руин в культуре и искусстве”, ГМЗ "Царицыно".

сентябрь 2003

“Пространство и время воображаемой архитектуры”, ГМЗ "Царицыно".

сентябрь 2004

“Синтез искусств и рождение стиля”, ГМЗ "Царицыно".

октябрь 2008

“История садов в России: опыт, проблемы, перспективы”, ГМЗ "Царицыно".

октябрь 2011

 

октябрь 2012

 

октябрь 2013

октябрь 2014

“Ландшафтная культура мира: создатели и хранители”, Кафедра Всеобщей истории искусств РГГУ.

“Ландшафтная культура мира: сады искусств”, Кафедра Всеобщей истории искусств РГГУ.

“Ландшафтное искусство мира: диалог культур”, Кафедра Всеобщей истории искусств РГГУ.

“Ландшафтное искусство мира: человек в саду”, Кафедра Всеобщей истории искусств РГГУ.

 

ФОТОВЫСТАВКИ И ПРЕПОДАВАНИЕ ФОТОГРАФИИ

октябрь-ноябрь 2002

"Мир садовых руин", персональная фотовыставка, Оперный дом ГМЗ "Царицыно".

октябрь-ноябрь 2002

"Сады истории: Фотографии и тексты Бориса Соколова", персональная выставка, Выставочный зал РГГУ.

сентябрь-октябрь 2006

"Монрепо на романтической карте мира", персональная фотовыставка, ГМЗ "Монрепо".

октябрь-ноябрь 2007

октябрь-ноябрь 2012

"Сады Пера Гюнта: Пейзажи Норвегии в фотографиях Бориса Соколова", Музейный центр РГГУ.

"Россия и Германия: Два века садовых встреч. Фотографии Бориса Соколова", Музейный центр РГГУ.

 

ИНТЕРНЕТ 

Портал "САДЫ И ВРЕМЯ: 5000 лет ландшафтной истории": www.gardenhistory.ru.

Сайт открыт 12 февраля 2008 года. Ведется его администрирование и модерация.

 

УЧАСТИЕ В РАБОТЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

  1. Радиопередача, посвященная поэзии Кандинского (4 августа 1996 года, радиостанция “Эхо Москвы”, программа "Ойкумена", 45 минут);
  2. “Мир садовых руин” // “Досуг в Москве”, №43/2002, с. 11;
  3. Люсый А. “Вечнозеленые объятия” // “Новое время”, №1-2/2003, с. 50-51 (2 фотографии);
  4. Люсый А. “Стенания бога” // “Новый Мир искусства”, №6/2002, с. 6-7 (6 фотографий);
  5. Ананьева А., Веселова А. “Сады и тексты” (обзор новых исследований о садово-парковом искусстве в России) // “Новое литературное обозрение”, №75, 2005, с. 348-375;
  6. “Сады и время” [информация о сайте] // “Вестник цветовода”, 9/2008, с. 4;
  7. Телевизионная передача “Какова роль в культуре садов и паркового искусства?” (11 марта 2009 года, телеканал “Культура”, программа “Власть факта”, 50 минут).
  8. Борис Соколов: "Я стараюсь понять сад как пространство жизни и культуры" // Интервью журналу "Мир музея", № 6, 2009. С. 4-8.
  9. Телевизионная передача "В поисках райского сада" (10 сентября 2011 года, телеканал "Дождь", 80 минут)